Приезд Надежды Савченко в Москву на заседание Верховного суда РФ по делу украинских националистов наделал много шума: поступок бывшей наводчицы артиллерии ВСУ, стрелявшей в том числе и по мирным гражданам Донбасса, обсуждают как на Украине, так и в России. Заговорили о нем и на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик.
И это неудивительно — с Донбассом Савченко связывают не только военные преступления, за которые её приговорили к 22 годам заключения, но и сегодняшняя политическая деятельность. Возникает вопрос: что думают о бывшей наводчице сегодня на территориях, подконтрольных ДНР и ЛНР?
Из наводчицы артиллерии в наводчицы мостов
Сразу после помилования отношение к Савченко у жителей Донбасса было однозначным, хотя и трудно описать всю гамму чувств, которые вызывала у дончан бесноватая украинская наводчица. У одних — презрение, у других — омерзение. У кого-то, как ни странно, тревогу. Один из моих знакомых, отличавшийся до этого аполитичностью, после просмотра пресс-конференции Савченко всерьёз обеспокоился: «Что будет, если они прорвут фронт и войдут в наши города?»
А ведь ранее такие вопросы у него не возникали. На некоторых изначальная риторика Савченко подействовала отрезвляюще. Но в целом существенно ничего не изменилось — люди просто в очередной раз увидели, какая пропасть пролегла между Донбассом и Киевом с его новоиспеченными героями из числа оголтелых националистов.
Эксперты в то время задавались одним вопросом: какая политическая сила «приручит» Надежду Савченко? Или же у неё получится вести свою игру, остаться внесистемным игроком на политической шахматной доске Украины, где её фигура возникла совершенно внезапно? Однако о возможных идеологических расхождениях бывшей наводчицы с официальной позицией Киева не предполагал никто. Поэтому «кульбиты» Савченко — по-другому и не назовешь — ошарашили всех, прежде всего на Украине.
Не о «примирении» по-киевски, что фактически подразумевает военную капитуляцию Донбасса и уничтожение всех завоеваний республик, а о примирении на основе всепрощения. Пожалуй, это стало самым громким заявлением Савченко с момента помилования: в эфире президентского «Пятого канала» она сказала, что Украина должна просить прощения у жителей Донбасса, иначе мира достигнуть не удастся. И как-то мимо внимания общественности прошли слова Савченко о том, что извиниться перед Украиной должен и Донбасс (об этом в «незалежной» и так говорят нередко).
Призыв попросить прощения, впрочем, далеко не единственное громкое заявление бывшей наводчицы. К примеру, сразу после этого она предложила встретиться и поговорить на нейтральной полосе, казалось бы, своим злейшим врагам — Александру Захарченко и Игорю Плотницкому. Те к предложению отнеслись настороженно. Видимо, опешили. Такого от Савченко не ожидал никто.
Как и предполагали многие, дальше заявлений о готовности вести переговоры дело не пошло, разговоры о потенциальной встрече Савченко с главами ДНР и ЛНР постепенно прекратились. Но такой позицией бывшая военнослужащая батальона «Айдар» поставила в затруднительное положение многих своих сторонников. В том числе и представителей политического бомонда.
Будь это кто-то другой, травля не заставила бы себя долго ждать. И только статус особы неприкосновенной, живого символа борьбы с «оккупантом» позволил Надежде выйти сухой из воды. Правда, миролюбивую риторику многие ей все-таки не простили: записали в «агенты Кремля». Но эта позиция до сих пор остается маргинальной. Украинцы же в большинстве своем озадачены и не знают, как теперь относиться к Савченко. Не ясно до сих пор: вроде бы по-прежнему герой, но какой-то неправильный.
Эволюция отношения жителей Донбасса к Савченко
В ДНР эта тема не столь остра, но и здесь люди были удивлены. Интересно проследить за позицией Александра Захарченко. Поначалу, когда Савченко заявила о намерении снова вернуться на фронт, глава Донецкой республики пообещал «шлёпнуть её честно, на линии фронта». С изменением риторики бывшей наводчицы изменился и тон заявлений Захарченко. Иначе как лестным его не назовешь:
Трудно сказать, насколько прав в оценке намерений Савченко глава ДНР, но его позицию разделили многие жители народной республики. Самые оптимистично настроенные увидели в Надежде Савченко раскаявшегося преступника, с которым теперь можно иметь дело. Некоторые к возможному диалогу относятся скептически, но и они не прочь попробовать.
Правда, и среди них есть такие, которые, хоть и верят в искренность Савченко, не готовы простить ей кровь мирных жителей и российских журналистов.
Но поверили Надежде далеко не все. В миролюбивых заявлениях бывшей наводчицы многие видят продолжение войны другими методами. К примеру, вот как об этом высказался донецкий публицист Руслан Мармазов:
Разделение по «вопросу Савченко» действительно произошло как в экспертной среде Донбасса, так среди простых жителей. Хотя разделение звучит слишком громко. Всерьёз разделяться из-за этого никто не собирается, да и смысла в этом нет.
Время уже показало: Савченко не понимает сложности процесса, в который ввязывается, подходит к нему с наивностью и простодушием. Это отмечает известный российский журналист, проживающий в Донецке, Андрей Бабицкий:
В данный момент интерес к деятельности Надежды Савченко у жителей Донбасса постепенно пропадает. Народ увидел, что, выражаясь обывательски, ничего у неё не получается. Какой тогда смысл вести дискуссии? С другой стороны, рейтинг Савченко на Украине по-прежнему очень высок. И кто знает, какие изменения могут произойти в политическом раскладе «незалежной»? Поэтому не исключено, что о Савченко на Донбассе ещё заговорят.
Фото Politrussia
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
1 комментарий
Автор, у Вас или статья не соответствует названию или название статье.