Статьи

Кто и сколько заработал на войне с ИГИЛ

По поручению Абу Мухаммад Аль-Джулани, известного как эмир «Аль-Каиды»* в Сирии и глава группировки «Джебхат ан-Нусра»**, в настоящее время из его отрядов организуется новая военная организация — «Джабхат Фатх-аш-Шам» (Фронт завоевания Леванта).

Давид Гартенстейн-Росс, старший научный сотрудник Фонда защиты демократии и главный исполнительный директор консалтинговой фирмы Valens Global, убежден, что, несмотря на попытку «отмыться от невинной крови», «Джабхат Фатх-аш-Шам» является полноценной структурой «Аль-Каиды». В то же время история терроризма на Ближнем Востоке показывает, что джихадисты не просто так проводят ребрендинг своих отрядов. В этой связи логично ждать существенных перемен.

Прогнозы относительно того, как будет развиваться ситуация в этом регионе напоминают гадание на кофейной гуще. И все-таки можно говорить о возможном окончании определенного этапа войны. А заодно подсчитать предварительные дивиденды участников этой ближневосточной трагедии.

Огромные деньги, само собой, получили исламисты. У ИГИЛ*** было (и остается) несколько источников финансовых поступлений.

Во-первых, это контрабанда нефти и нефтепродуктов. На пике добычи, благодаря «дружественным связям» с турками, она давала несколько сотен миллионов долларов в год.

Огромные дисконты по отношению к мировым ценам говорят, что, скорей всего, турки арендовали нефтеносные районы у командиров боевиков. По разным источникам, самым удачным для «Исламского государства» был 2014 год, после чего из-за бомбардировок этот денежный канал изрядно пересох.

Помимо нефти ИГИЛ активно торговало пшеницей, изымаемой у сирийских крестьян. В общей сложности, сельское хозяйство подконтрольных территорий обеспечивало боевикам доход более $ 200 млн. в год.

Еще одним источником денег для боевиков были поборы с подневольного населения. «Налоги» принимали как в иракских динарах, так и в турецких лирах. Информационное агентство Thomson Reuters подсчитало, что «Исламское государство» собирало в виде «повинности, штрафов и обязательных отчислений» порядка $ 360 млн. в год. К этой цифре логично прибавить еще приблизительно $ 45 млн., получаемых ежегодно за счет выкупа похищенных людей. Такие данные приведены в докладе ООН.

Солидную финансовую помощь ИГИЛ оказывали и оказывают доноры из Саудовской Аравии, Катара, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов. Это еще три-четыре сотни миллионов долларов в год, о чем говорится в докладе Института Брукингса в 2013 году.

Всего «Исламское государство» имело $ 3−4 млн. в день по 12 статьям «доходов». Таким образом, в руки боевиков за 2013−2016 годы могло поспасть более $ 4-х млрд.

Но даже такие умопомрачительные «заработки» ИГИЛ не идут в никакое сравнение с доходами американских и английских корпораций, обслуживающих военные операции против «Исламского государства».

Больше всего, естественно, заработали американцы. Известно, что с 2009 по 2015 годы объем расходов Министерства обороны США на товары и услуги по договорам с частными компаниями составил более $ 2,3 триллиона. Речь идет о 11 миллионах сделок, из которых порядка четверти, так или иначе, касались войны на Ближнем Востоке. Оценить, какая именно часть из них пошла непосредственно на сражения с ИГИЛ, само собой, не представляется возможным. Однако эксперты считают, что смело можно утверждать, что траты Америки на ближневосточную войну легко могут превысить $ 100 млрд. за последние три года.

В этом кровавом бизнесе активно участвуют те, кто был «архитекторами» войны с Саддамом Хусейном. Например, подряды на $ 400 млн. в 2015 году имела в Ираке компания SOS International, членами совета которой являются бывший заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц и Пол Батлер, помощник бывшего главы Пентагона Дональда Рамсфельда. Совсем недавно Минобороны США в качестве поощрения увеличило сумму ежегодного контракта с SOS International еще на $ 100 млн., а также продлило договор до 2018 года. Эти сотни миллионов долларов идут на питание 3500 американских солдат, на их безопасность и проживание, а также на обучение иракских военнослужащих.

Впервые в истории войн солидные вознаграждения за фактическое истребление невинных людей достались гражданским американским компаниям, обслуживающих операции в Сирии, в Ираке, Ливии, и Йемене. Журналисты из The Bureau of Investigative Journalism на основании транзакций оплат выяснили, кто именно участвовал в атаках дронов, находясь вдалеке от военных действий. При этом правовой статус контор по дистанционно-управляемым убийствам нигде не определен, хотя эффективность «фирмачей» по ликвидации террористов вызывает большие сомнения.

Ниже приведены компании, которые давали координаты американским летчикам и операторам беспилотников для уничтожения целей, а также суммы полученных в 2014 году денег:

L-3 Communications holdings Inc. — $ 156 млн.
Macaulay-Brown Inc.-$ 63 млн.
Saic Inc. — $ 20 млн.
Zel Technologies L.L.C. — $ 12 млн.

И это далеко не полный перечень.

Не обидели США и своих союзников. В частности, Пентагон заплатил ориентировочно $ 60 млрд. британским корпорациям в период 2009—2015 годы, в том числе, как минимум, треть из них для поддержки боевых действий против ИГИЛ. То есть порядка $ 20 млрд., из которых $ 5,7 млрд. получила за топливо компания British Petroleum. Бенефициарами кровопролития на Ближнем Востоке также стали: BAE Systems plc, Rolls-Royce Group, Serco Group, Qinetiq Group, COBHAM и другие. Помимо традиционного вооружения, оборудования, сырья и услуг, американцы заказали некое биологическое оружие стоимостью $ 65 млн. в сверхсекретной военной лаборатории Porton Down, расположенной в графстве Уилтшир.

Впрочем, англичане отлично заработали и на дезинформации. Так, специалист по журналистским расследованиям Эбигейл Филдинг-Смит из The Bureau of Investigative Journalism выяснил, что компания Bell Pottinger Private получила от правительства США $ 540 млн. для «формирования нужного Америке информационного мнения о войне с ИГИЛ». Эти деньги пошли на оплату фейков и провокаций на Ближнем Востоке. Такие сведения привел Мартин Уэллс, видео-редактор, который в свое время работал с «корпорацией лжи».

Очевидно, что приведенные факты являются верхушкой айсберга, следовательно, велико число тех, кто заинтересован в бесконечной войне с джихадистами. А учитывая, что Пентагон не жалеет денег на ложь и провокации, имеются очень серьезные риски продолжения и даже в расширения ближневосточного конфликта, несмотря на усилия заинтересованных в мире сторон.

* «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

*** «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.