У официального Киева опять неприятности с имиджем — «незалежных» поймали на лжи государственного масштаба. Причем, поймали друзья-белорусы, документально подтвердив, что украинские власти способны на любой неадекватный поступок даже в отношении своих добрых соседей.
Речь идет об инциденте, который произошел 21 октября с пассажирским самолетом белорусской авиакомпании «Белавиа». Тогда — напомним — украинские авиадиспетчеры развернули в воздухе летевший в Минск борт и заставили его вернуться в киевский аэропорт «Жуляны» под угрозой — в случае невыполнения — поднять на перехват военные истребители. Таким, мягко говоря, нестандартным способом сотрудники СБУ решили снять с рейса пассажира, якобы представлявшего угрозу национальной безопасности Украины. Этим человеком, как позже выяснилось, оказался гражданин Армении, журналист Армен Мартиросян, который был заподозрен контрразведчиками в попытке вывести с территории «незалежной» флэшку с неким компроматом. Флэшку в итоге так и не нашли. И Мартиросян покинул украинскую столицу следующим рейсом.
Но, можно себе представить, что пережили 136 пассажиров и шесть членов экипажа белорусского лайнера, которым пришлось прервать запланированный полет под угрозой военной атаки. Пилотам даже толком ничего не объяснили. При этом им пришлось сажать машину с почти полными топливными баками, что, с точки зрения безопасности, маневр довольно опасный.
Минск, естественно, заявил протест, и потребовал от киевских властей извинений и возмещения убытков. На что украинская сторона в лице руководителя аппарата СБУ Александра Ткачука дала пояснения, что, оказывается, «ничего страшного не произошло», «никто никому боевой авиацией не угрожал», «не придумывайте, дорогие белорусы».
Мол, «я — не я, и лошадь не моя». И не надо нам — без пяти минут европейцам — тыкать в нос невразумительными «фейками».
В ответ, как сообщает РИА «Новости», Минск предъявил неопровержимые «улики», опубликовав во вторник в официальном издании президента страны «Беларусь сегодня» расшифровку переговоров экипажа «Белавиа» и киевских авиадиспетчеров.
Информация, как говорится, сорвала все маски и поставила точки над «и»:
«Диспетчер: Белавиа-840, поступило указание, вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета «Жуляны». За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват.
Пилот: А что случилось такое?
Диспетчер: В эфир не могу передать. По прибытии все узнаете».
Президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, комментируя этот диалог, сказал, что украинская сторона не просто совершила глупость, «она нарушила все правила, которые устанавливает Международная организация гражданской авиации — ИКАО»:
— Эпизод этот еще раз показал, что от Украины, в принципе, можно ждать чего угодно. Это хорошо, что все закончилось достаточно благополучно. Но ведь до этого, как все мы знаем, была еще трагедия с малайзийским «Боингом», когда погибло триста человек. Даже если не брать во внимание результаты работы следственной группы, которые, надо сказать, вызывают слишком много вопросов, вывод здесь совершенно ясен. Виновником в любом случае является государство, которое грубо нарушило международные авиационные правила, и не запретила полеты пассажирских лайнеров над зоной военных действий в своем воздушном пространстве.
— Какие, по-вашему, последствия будет иметь эпизод с рейсом «Белавиа»?
— Насколько мне известно, белорусская сторона через дипломатов направила Киеву ноту в связи с грубым нарушением международных авиационных правил. И логика требует, чтобы подобная информация была направлена в ИКАО, членом которой являются 192 страны мира, в том числе Украина и Белоруссия. Там обязательно примут меры. Как минимум, в своих официальных документах заявят о недопустимости подобных действий со стороны Украины.
К тому же, Белоруссия имеет полное право — и она должна это сделать — подать в международный суд на украинские власти и потребовать определенной финансовой сатисфакции. Потому что авиакомпания, безусловно, потерпела колоссальные убытки. Плюс, каждый из пассажиров вправе подать иск о возмещении морального вреда. Я думаю, что суд стопроцентно будет на стороне белорусской стороны. И Украине придется платить по счетам. А это миллионы…
Историк и публицист Армен Гаспарян объяснил, почему на Западе инцидент с белорусским самолетом фактически не вызвал никакой реакции и никто там не попенял Киеву на его агрессивные действия:
— Три года — без малого — Украина фигурирует в большинстве западных СМИ в статусе униженной и оскорбленной. Как страна, подвергшаяся невиданной в мире «агрессии» — «миллиарды бурятов, калмыков, чеченцев». Кого там только нет… Там почти еженедельно семьсот «вражеских танков» истребляются… И появляются снова.
С этой точки зрения, конечно, на многие украинские «шалости» у Запада просто закрываются глаза.
Так было до недавнего времени. Последний «нормандский формат» показал, что начинают происходить изменения.
Во-первых, Европа, мягко говоря, очень сильно удивилась, наблюдая за похоронами Арсения Павлова. Попрощаться с легендарным «Моторолой» пришли — ни много, ни мало — пятьдесят тысяч человек в Донецке. Понятно, что никого в автобусах насильно не свозили. А это был момент действительно всенародного единства.
… И сразу поменялась тональность у целого ряда европейских СМИ. Оттуда было убрано слово «terrorist» (террорист), и там стало появляться слово «rebel» — бунтарь. Для европейской печати такое резкое изменение акцентов, мягко говоря, нехарактерно. И Киев на это внимание обратил.
В Соединенных Штатах в связи выборами президента заниматься Украиной тоже всем некогда. Все сейчас выясняют, кто из кандидатов оказался агентом ФСБ — Трамп или Клинтон. Все СМИ обсуждают только это
Поэтому, конечно, Украина какое-то время еще этим попользуется.
Но этот бардак — по-другому я не могу назвать то, что там творится, — он не может происходить вечно. Недалек тот день, когда с Украины начнут спрашивать по «гамбургскому счету». И случай с белорусским самолетом, он здесь очень некстати.
— Поясните?
— Как мы знаем, в истории со сбитым малайзийским «Боингом» не хватает для полноты картины сущего пустяка — переговоров диспетчеров. А после того, как выяснилось, что угрозы белорусам, действительно, поступали — и это не чья-то глупая шутка была — очень многие сейчас зададутся вопросом: почему от нас до сих пор скрывают очень важный документ для следствия — запись переговоров с борта сбитого самолета с украинским диспетчером?
Поймите, речь идет абсолютно не про Россию. Здесь все понятно. Наша позиция не менялась. И от того, что они сделали с самолетом белорусов, там ничего ни убавить, ни прибавить невозможно. Я говорю про западное сообщество.
Возникает и другой весьма важный вопрос. Если они сегодня, «на ровном месте», так сказать, позволяют себе делать такое, то, что же там происходило в 2014 году в атмосфере полного развала всего чего только можно? То есть, легко можно представить себе степень коллапса именно в 2014 году.
Третий момент. Можно ли вообще после всего этого доверять каким-либо официальным заявлениям Киева, если выясняется, что украинские власти в глаза всему мировому сообществу просто врут.
— Но не в первый же раз…
— Да. Но одно дело, когда они абсолютно по скотски комментируют ситуацию на Юго-Востоке. Подавляющее большинство европейских обывателей, должен сказать, они вообще не очень понимают, что это такое Донецк и Луганск. Многие же до недавних пор искренне считали, что Украина — это просто часть РФ. Республика такая.
Но вопрос остается — можно ли доверять каким-либо словам официального Киева? Ведь произошло фактически нивелирование самой сути государственного управления. Была бы история внутренняя, то еще можно было бы откреститься. Сказать, что это опять «российская пропаганда»… или еще что-то. А в данном случае речь идет о сопредельной стране.
Белоруссия — независимое, всеми признанное государство. Входит в ООН. И к друзьям-белорусам такое отношение? Масса вопросов возникает…
— Но почему СБУ повела себя так непрофессионально и глупо?
— СБУ как раз оказалась верна себе, и в этом смысле ничего экстраординарного не произошло. Они лгут даже в мелочах. И эта интеллектуальная катастрофа началась в 2007 году, когда эту организацию возглавил Валентин Наливайченко. Именно он привлек туда специалистов ЦРУ, которые стали учить сотрудников службы «выдавливать из себя москалей и кацапов по капле».
С этого момента ежедневная и безостановочная ложь из уст представителей СБУ стала набирать обороты. Они врут постоянно и без передышки. И это, к огромному сожалению, стало общим трендом всей деятельности СБУ за последние — без малого — десять лет.
Как можно относиться к этим людям? Но выхода из этого нет никакого. Потому что начнешь признавать собственные ошибки, потянешь за ниточку, и весь этот клубок придется разматывать. Проще «уйти в тину», а потом традиционно обвинить во всем Россию, мол, подзуживала белорусов. Для СБУ это привычная парадигма.
Именно поэтому наш президент недавно назвал там некоторых людей «удивительными идиотами».
Они живут в искаженной, придуманной реальности. И выходить из этого мира не хотят. Им там привычно и комфортно.
Но страшно даже не то, что ложь пронзила абсолютно все слои украинского общества. Страшно, что ложь стала восприниматься правдой. То есть, по сути, Украина сейчас находится в той же позиции, в какой находился Третий Рейх гитлеровской Германии в июне 45-го года. Когда неожиданно выяснилось, что все, чем вы жили двенадцать лет, это ложь. И правда, она — страшная.
Сейчас — условно — на Украине они подходят к этому порогу. Когда там начнется осмысление всего этого процесса, там будет «гуманитарная катастрофа».
— В смысле?
— В смысле, одно дело ты сидишь на печи и искренне думаешь, что сдерживаешь «полтора миллиарда бурятов». А другой вопрос, когда выяснится, что это все ложь. И вы живете в стране, которая попирает все возможные демократические нормы. Где коррупция становится единственной догмой жизни. А все эти люди из СБУ вольно или невольно служат именно на эту историю.