Армия

Ослепит ли «Порубщик» разведчиков НАТО?

4r

Уже не раз, в том числе на страницах нашего портала, отмечалось, что российская операция в Сирии имеет большее значение, чем просто борьба с терроризмом. Одно из таких побочных направлений — испытание отечественных вооружений в реальных условиях. Сирия стала своеобразным полигоном, где уже получило боевое крещение множество современных разработок.

При этом не ставится целью банально обкатать все имеющиеся новинки или поиграть мускулами, продемонстрировав, какого только добра не имеется в наших войсках. Техника применяется та и тогда, когда и которой требует ситуация. Яркий пример — зенитно-ракетная система С-400, переброшенная в Сирию после инцидента с российским самолетом Су-24, сбитым турецкими ВВС. Вскоре после этого Анкара удивительно быстро договорилась с Москвой о том, что турецкие и американские самолеты прекратят полеты над территорией Сирии.

А недавно появился новый повод задуматься о расширении состава российского вооружения, используемого в сирийской операции. Как ни странно, дала его снова Турция, хоть на этот раз обошлось без трагических событий. НАТО разместило на турецкой базе самолеты радиолокационной разведки AWACS, с помощью которых начало отслеживать перемещения российских ВКС.

16 самолетов Е-3 с комплексом дальнего радиолокационного обнаружения являются собственностью Североатлантического альянса в целом, и по просьбе правительства Турции, входящей в блок, их еще в начале года разместили на базе в провинции Конья для поддержки турецких воздушных сил. Однако первый вылет состоялся лишь 20 октября.

Полеты AWACS будут ограничены территорией Турции и международным воздушным пространством, однако при этом они будут способны вести куда более широкую разведку. Так, на высоте в 10 километров радары данных самолетов покрывают площадь в 320 тысяч квадратных километров, 400 квадратных километров — на низкой высоте, 500 — на средней. То есть обнаруживать объекты, расположенные в Сирии, AWACS могут, не пересекая границы государства.

Альянс в лице заместителя командующего по раннему предупреждению и управлению в воздухе НАТО Пэдди Тикл не скрывает, что самолеты будут использованы для слежки за российскими войсками, хоть и заверяет, что их появление не связано с усилением состава наших вооружений в Сирии:

«Я не отрицаю, что AWACS будут следить за российскими ВКС в Сирии и авиацией Башара Асада с территории Турции, с такой дальностью радары могут просвечивать территории и Сирии, и Ирака. Но это не единственная наша цель… Решение было принято на саммите в Варшаве в июле, об этом просили США еще прошлой зимой, а значит, задолго до «Кузнецова» (российский авианосец «Адмирал Кузнецов» — ред.) или размещения С-300. Члены НАТО будут постоянно отслеживать информацию, полученную от AWACS, даты окончания операции пока нет, детали операции засекречены».
Пэдди Тикл

Но, словно по волшебству, уже на следующий день после первого полета НАТОвских AWACS стало известно, что у нас уже готов достойный ответ. 21 сентября, в единый день приемки военной продукции, сообщили, что завершены государственные испытания нового российского самолета радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Ил-22ПП «Порубщик». На сегодняшний день первый аппарат уже передан в войска, еще два готовы и поступят на вооружение ВКС в ноябре.

История «Порубщика» восходит к гражданскому турбовинтовому лайнеру Ил-18, разработанному еще в середине 50-х годов прошлого века. Этот аппарат стал платформой для многих дальнейших модификаций, вылившихся в отдельные модели. К примеру, в конце 60-х на его базе был построен Ил-20, предназначенный для радиоэлектронной разведки и борьбы. А позже (уже на платформе Ил-20) — несколько машин специального назначения, в том числе измерительные комплексы для испытания ракетной техники, самолеты-разведчики и воздушные командные пункты, выпускаемые под названием Ил-22.

Именно Ил-22, выпущенные еще в 70-х годах, стали основой нового Ил-22ПП (постановщик помех). Выбор модели столь почтенного возраста в качестве базы для современного самолета радиоэлектронной борьбы не случаен. Поначалу под оборудование пробовали приспособить более молодые образцы, однако ни один из них не удовлетворил требованиям по продолжительности полета.

Встречается небезосновательное мнение, что в связи с этим и ресурс «новинки» будет сильно ограничен, и «Порубщики» не прослужат более десяти лет. Впрочем похоже, что разработчики учли этот момент и планируют предложить решение уже в скором времени. Так, еще весной прошлого года было объявленоо разработке самолета РЭБ на базе Ту-214.

Хотя и использованные для создания «Порубщиков» Ил-22 рухлядью назвать трудно — каждый из трех самолетов подвергли ремонту и модернизации. В результате аппараты с четырьмя двигателями по 4252 лошадиных силы каждый способны развить скорость до 685 км/ч и пролететь до 6500 километров на высоте до 8800 метров.

Однако летные характеристики — не главное достоинство «Порубщиков». Изюминка здесь в начинке. Под обтекателями на бортах установлены боковые антенны, а буксируемые передатчики могут разматываться прямо в полете на несколько сотен метров. При этом аппаратура подавления работает избирательно. Система обнаружения в пассивном режиме сканирует пространство и собирает данные о частотах, на которых работает оборудование противника. Лишь потом включаются активные помехи, причем действуют они на конкретных частотах (не глуша аппаратуру собственных войск) и в указанном направлении.

Помимо РЭБ Ил-22ПП может использоваться для радиоэлектронной разведки, а также групповой защиты своих самолетов от средств радиоэлектронной борьбы неприятеля.

Если же говорить о РЭБ, то разработчик оборудования самолета — институты концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) — утверждает, что несколько таких аппаратов способны нарушить или даже парализовать все действия противника в требуемом районе. Так, советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев заверил, что прежде ничего подобного в этом направлении не было, и «Порубщик» — грозное оружие, несмотря на возраст его основы:

«Боевые возможности «Порубщика» намного превышают все, что было создано в этой сфере ранее. У Ил-22ПП очень хорошие характеристики по ведению разведки, эти самолеты могут работать в составе группы, и оборудование на его борту самое современное — цифровая техника и фазированные антенные решетки. Что касается турбовинтового самолета, на базе которого размещен комплекс РЭБ, так и у американцев самолеты С-130 до сих пор в строю».
Владимир Михеев

Список возможностей действительно впечатляет. Обещано, что аппаратура «Порубщика» может бороться с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, средствами ПВО, пилотируемой и беспилотной авиацией.

В числе конкретных моделей, которые сможет заглушить Ил-22ПП, называются в том числе системы ПВО типа Patriot и те самые самолеты типа AWACS, которые приступили к полетам над Турцией. А значит велика вероятность, что уже вскоре «Порубщик» может ждать боевое крещение в Сирии, и мы увидим, на что он способен, на конкретных делах.

Источник

Фото Politrussia

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.