Глава ДНР Александр Захарченко посоветовал украинцам готовиться к его появлению в Киеве. Таким стал его ответ на предложение ряда киевских политиков вернуть Дебальцево под контроль Украины в качестве условия проведения выборов в самопровозглашенных республиках. Об этом в четверг, 3 ноября, сообщил портал dnr-news.com
«Скажу резко — они замучаются Дебальцево получать обратно. Если не хватило в 2015 году сил и средств удержать, пусть лучше думают, когда Захарченко будет в Киеве», — сказал глава ДНР. Кроме того, Захарченко посоветовал киевским властям навсегда забыть не только о Дебальцево, но и о всей ДНР.
Напомним, 1 ноября в интервью изданию «Левый берег» министр иностранных дел Украины Павел Климкинзаявил, что возврат под контроль Киева Дебальцево и его окрестностей станет одним из условий проведения местных выборов в Донбассе.
«Дебальцево — важный город не только с политической или военной точки зрения. Фундаментальная его важность именно с эмоциональной стороны, — заявил Климкин. — Город должен вернуться под контроль Украины, иначе я не понимаю, как мы будем продвигаться к выборам». «Требованием в процессе формирования Дорожной карты будет решение проблемы Дебальцево. Мое видение решения — возвращение города под украинский контроль», — подчеркнул Климкин.
По словам главы украинской дипломатии, на следующем заседании «нормандской четверки» в Вене на уровне министров иностранных дел этот вопрос будет обсуждаться, наряду с вопросом о вводе вооруженной полицейской миссии. Климкин не рассчитывает на быстрое утверждение Дорожной карты из-за существующих разногласий сторон и считает, что дискуссия по ней будет сложной.
«Мы должны выйти на договоренности по состоянию на сентябрь 2014 года. И даже если мы — в результате выполнения всех условий безопасности — выйдем на выборы, в „серых“ зонах, которые были заняты после сентября 14-го года, они все равно не состоятся… В сентябре 2014 года была установлена четкая граница (имеется в виду, судя по всему, линия разграничения сторон), и свободные честные выборы, к которым мы придем в результате выполнения всех шагов Дорожной карты, будут проводиться только в рамках этой линии. Дебальцево и еще 1500 кв. км — вне ее», — заявил глава МИДа.
О необходимости вернуться к «границам» до февраля 2015 года заявляла также Дарка Олифер, пресс-секретарь представителя Украины на переговорах Леонида Кучмы.
«Украинская сторона обратила внимание на положения Меморандума от 19 сентября 2014 года, который среди прочего предусматривает контроль Украины над Дебальцево. В том числе этим документом предусмотрена остановка подразделений сторон на линии соприкосновения, которая сложилась по состоянию на 19 сентября 2014 года, что было нарушено со стороны ОРДЛО».
Ранее о том, что Дебальцево должно быть передано под контроль Киева, говорил президент Украины Петр Порошенко, резюмируя итоги переговоров в Берлине 19 октября. По его словам, сделать это необходимо, так как город находился под контролем украинских силовиков на момент подписания минских соглашений в сентябре 2014 года, которые обязывали конфликтующие стороны отвести войска и прекратить огонь.
Комментируя эти слова, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, заявил следующее: «Что касается Дебальцево, то здесь как раз ситуация, когда ранее достигнутые договоренности трактуются абсолютно по-иному. Работа по этому вопросу будет продолжаться на уровне министров и помощников».
Полпред ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин, комментируя инициативу Порошенко, заявил, что власти не намерены оставлять Дебальцево, поскольку это может угрожать безопасности жителей города.
Все же стоит отметить, что определенная юридическая лазейка у Киева действительно имеется. Ведь в пункте четвертом «Минска-2» говорится о том, что особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» распространяется на те территории, которые находились под контролем самопровозглашенных республик 19 сентября 2014 года, что и зафиксировано в минском Меморандуме.
Действительно ли это «козырь», который Киев держал в рукаве до последнего момента или последний аргумент в попытке максимально затянуть процесс выполнения политических обязательств?
По мнению проживающего в Донецке историка и политического аналитика Романа Манекина, речь идет об очередной украинской «хотелке» в контексте обсуждения «дорожной карты», призванной сдвинуть с мертвой точки застопорившийся минский процесс.
—Украинцы пытаются воспрепятствовать утверждению «дорожной карты», выдвигая заведомо невыполнимые условия. Давайте вспомним, как развивались события зимой 2015 года. 23 января 2015 года вооруженные силы ДНР начали наступление на Дебальцево, в результате которого сложился «дебальцевский котел». Очень скоро, после начала активных боевых действий, город остался без электричества, отопления и связи. Местные жители долгое время жили в подвалах. 12 февраля 2015 года был принят «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Однако, ни один пункт, упомянутый в этом документе, в настоящее время не выполнен в полной мере. Тем не менее, в ходе переговоров «нормандской четверки», предваряющих подписание «Комплекса мер», Владимир Путин предложил господину Порошенко вывести из «дебальцевского котла» войска, обреченные на поражение. Порошенко, если помните, отказался, мотивировав тем, что «дебальцевского котла» вовсе не существует, и украинских войск в указанном районе нет.
В результате, 16 февраля войска ДНР и ЛНР начали штурм города, завязались уличные бои. Через два дня населенный пункт был полностью освобожден. При этом, по словам Александра Анфедикова, который в тот момент возглавлял администрацию Дебальцево (от ДНР), до 80% городских построек были уничтожены. Официальный Киев до сих пор скрывает реальную цифру военнослужащих, убитых и раненных в ходе ликвидации «дебальцевского котла». Также известно, что в боях под Дебальцево получил ранение глава ДНР, Александр Захарченко. Зимой, весной, летом 2015 года ДНР прилагала чрезвычайные усилия для восстановления Дебальцево. Были затрачены огромные средства, использованы многие из скудных ресурсов народных Республик. В настоящее время проблемы еще остаются, но, в целом, город живет, все службы функционируют в штатном режиме. И вот, в таких условиях, официальные власти Украины пытаются поставить вопрос о возвращении Дебальцево под контроль Киева. Как Вы считаете, это — реально?
Еще раз — внимание — вначале Киев обрек Дебальцево на уничтожение, заявив устами своего Президента, что в «котле» нет украинских войск, затем город был взят штурмом вооруженными силами ДНР и при этом был ранен главнокомандующий, далее ДНР восстановило город, не позволив умереть от голода и холода жителей города, брошенных Порошенко на произвол судьбы, а теперь Порошенко и Климкин пытаются, что называется, «выспорить» Дебальцево, обусловливая принятие «дорожной карты» передачей города под контроль ВСУ. Не слишком ли по-украински, как Вы считаете?
— Действительно ли Порошенко и Климкин рассчитывают на то, Олланд и Меркель поддержат украинскую инициативу? Как Запад будет реагировать на нее?
— Не сомневаюсь, что на Западе уже привыкли к манере ведения дел Порошенко и Климкиным. Олланда и Меркель в этом смысле трудно удивить. Однако, на Западе, в отличии от Киева, знают, что политика — это искусство возможного. В Киеве не занимаются политикой. Здесь ничего, по сути, не переменилось со времен Булгакова, устами своего персонажа давшего бессмертное определение местному политиканству: «дешевая оперетка». Возвращение Дебальцево Киеву не возможно ipso facto. Именно поэтому, Порошенко и Климкин выдвигают его в качестве условия выполнения «дорожной карты». Чтобы ее не выполнять. Посмотрим, однако, какую позицию по украинскому вопросу займет новая администрация Соединенных Штатов: выборы, как известно, состоятся на днях. Но и новый Президент США, конечно, не сможет повлиять на решение проблемы, которая решения не имеет. «Дорожная карта» может быть принята или нет. Но Дебальцево перейдет под контроль Украины в единственном случае: если Вооруженные Силы ЛДНР будут уничтожены. Во всех остальных вариантах, Дебальцево останется под контролем властей ЛДНР.
Что касается Олланда и Меркель, то на этом этапе, они, скорее всего, просто пропустят очередную «инициативу» Порошенко мимо ушей.
— Насколько, по-вашему, сегодня можно судить, оправдано ли было поспешное взятие Дебальцево в феврале 2015-го?
— Я живу в Донецке и потому ответственно могу утверждать, что накануне штурма Дебальцево настроения в городе были вполне определенными: ополченцы рвались в наступление и их даже приходилось сдерживать, в том числе, и отрезвляющими репликами из Кремля.
Не уверен также, что по уровню исполнения дебальцевская операция войдет в канон оперативного искусства, зафиксированный в военных учебниках: ошибок было допущено много, и они привели к значительным людским потерям. Но Дебальцево было взято! Причем, взято, быть может, вопреки позиции определенных кругов вне Республики.
Полагаю, однако, что изначально в Донецке Дебальцево рассматривалось, как одна из операций в ходе кампании, в результате которой предполагалась выйти, как минимум, на границы, обусловленные Конституциями ЛНР, ДНР. И это движение было приостановлено «Минском-2». В этом контексте, взятие Дебальцево — крупнейшего железнодорожного узла Украины — было, безусловно, оправдано. Неоправданным, как с политической, так и с военной точек зрение, было очередное «замораживание» конфликта в ситуации очевидной военной победы ВСН. Жизнь, однако, идет своим чередом. и как показывают последние события и, в частности, интенсификация боевых действий по всему периметру противостояния, кампания далеко не закончена. Основные события донбасского конфликта еще впереди. И, быть может, они произойдут не так нескоро, как кажется отдельным.
— Порошенко действует по принципу: лучшая оборона — это нападение, — считает политолог Эдуард Попов.
— И вместо того чтобы оправдываться за невыполнение минских соглашений он выдвигает требование за требованием. Мы помним, что «Минск-2» был подписан в момент, когда остатки украинской армии добивались в «дебальцевском котле». Тогда добрая воля Москвы и республик Донбасса буквально спасли ВСУ от уничтожения. И, вероятно, не только ВСУ. Известный европейский политик (к сожалению, он скончался полгода назад) Мирослав Рансдорф, представитель Компартии Чешской республики, в марте прошлого года озвучил в интервью важную информацию: в «дебальцевском котле» в канун перемирия застряли свыше 2-х тысяч военнослужащих стран НАТО. Думаю, к этому заявлению имеет смысл прислушаться: Расндорф был первым заместителем комитета Европарламента по международным делам и обладал доступом к закрытой информации.
Так вот, Порошенко ведет себя всё более нагло, потому что видит уступчивость Москвы, стремящейся не раздражать лишний раз Вашингтон на второстепенном участке «фланговой войны». Более значимым участком сегодня является Сирия. Впрочем, на месте Порошенко я бы не расслаблялся: наглость не то же, что уверенность в своих силах. А терпение России не вечно и однажды истощится. Тогда Порошенко припомнят всё и сполна. Те, кто не верит в это, пусть вспомнят о печальной судьбе Саакашвили. Что касается заявления Захарченко, то это очередное «последнее китайское предупреждение» с его стороны. Но самое любопытное, что однажды эта угроза будет осуществлена, к удивлению врагов и друзей.
Украинская армия сейчас существенно выросла по возможностям и выучке, поэтому нельзя исключить, что на некоторое время ей удастся отвоевать некоторую часть территории республик Донбасса, когда она начнет свой блицкриг. Но затем произойдет откат в обратную сторону. Поэтому, на мой взгляд, сначала украинцы вторгнутся в Донбасс, а затем на плечах отступающих украинцев освободительная армия Новороссии войдет в Киев.
— Стоит отметить, что определенная юридическая лазейка у Киева действительно имеется. Ведь в пункте четвертом «Минска-2» говорится о том, что особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» распространяется на те территории, которые находились под контролем самопровозглашенных республик 19 сентября 2014 года, что и зафиксировано в минском Меморандуме. Смогут ли они доказать юридическую силу своих притязаний? Почему до этого «дебальцевскую карту» прятали в рукаве?
— Что касается статуса Дебальцева, то прекрасно помню, он обсуждался уже тогда, в феврале 2015 года. Тогда республики Донбасса действовали по принципу победителя не судят и спешили захватить побольше территорий и уничтожить (до наступления перемирия) максимальное число украинских военных и западных наемников. Ак, по крайней мере, говорили мне мои друзья из военных кругов ДНР. Порошенко может сколько угодно доказывать юридические права на Дебальцево. Но город Украине никто не отдаст. К тому же если Украина будет слишком настойчивой в своих требованиях, это может сыграть с ней печальную шутку. Грозная украинская армия, самая сильная в Европе, предстанет в свете не слишком благовидном. Украина найдет возможность напомнить, что «Минск-2» случился лишь благодаря настойчивым уговорам Порошенко остановить наступление и добивание остатков ВСУ. Захочет ли он пережить минуты позора, которыми воспользуются его внутриполитические противники? Они уж точно поспешат обвинить Порошенко в предательстве украинской армии. Поэтому не думаю, что Украина будет настойчивой в своих требованиях — внутриполитические риски перевесят мнимые выигрыши. Всё останется на уровне риторики, но в действительности Украине Дебальцево не нужен.
— Климкин в своем интервью говорит, что не рассчитывает на быстрое утверждение Дорожной карты из-за существующих разногласий сторон и считает, что дискуссия по ней будет сложной. А будет ли вообще итог у дискуссии, где стороны ставят заранее невыполнимые условия?
—Тот редкий случай, когда, пожалуй, следует согласиться с Климкиным, человеком в общем неумным и непрофессиональным дипломатом. Её содержание и скорость исполнения будут находиться в немалой зависимости от исхода президентских выборов в США. Победит Хиллари Клинтон — уверенности и наглости у Киева прибавится. Сложно увидеть перспективы реализации «дорожной карты» вообще. На сегодняшний день очевидно: её выполнение возможно лишь путем односторонних уступок Донбасса, которые могут быть приняты только при сильной нажиме Москвы. А общественное мнение в нашей стране и так с большим неудовольствием наблюдает непомерную терпимость к украинским карателям. Украина вряд ли пойдет на выполнение минских соглашений согласно принципам очередности, прописанным в тексте. То есть, полное прекращение огня, отвод войск, полная амнистия и закон об особом статусе Донбасса и проведение выборов в Донбассе. Республикам Донбасса тоже трудно будет объяснить своим гражданам капитуляцию перед ультиматумами Киева. Поэтому, вероятнее всего, и в следующем году мы увидим развитие вялотекущей войны. Настоящее изменение произойдет только тогда, когда украинцы решат осуществить свой победный блицкриг.
Фото АР
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
1 комментарий
заборали говорильщики неописуемо умноважные……