Использование Хилари Клинтон личного компьютерного сервера для переписки по серьезным вопросам государственной важности, в том числе секретным, граничит с государственной изменой – такую оценку происходящему дал председатель комитета по национальной безопасности Палаты представителей Конгресса Майкл Маккол.
Однако в настоящее время обсуждается и более насущный вопрос: являются ли те письма, которые Клинтон якобы отправляла в тот период, когда была госсекретарем, подлинными – как полагают американцы, желать дискредитировать одного из ведущих кандидатов накануне выборов могут многие, в том числе и российское правительство. «МК» выяснил у ведущих политологов, могут принципиально повлиять на результаты голосования эти документы.
По данным газеты The New York Times, расследования служебной переписки Хилари Клинтон за тот период, когда она была на посту госсекретаря США (2009 – 2013 годы) было начато в июле, однако тогда ФБР не нашло оснований для возбуждения уголовного дела. Однако расследование возобновили после того, как обнаружили письма, касающиеся помощницы Клинтон – госпожи Хумы Абедин и ее мужа Энтони Винера. Чему именно посвящена переписка, пока не известно, однако тревогу вызывает тот факт, что семья Хумы Абедин (которая провела детство на Ближнем Востоке) связана с движением «Братья-мусульмане», которое признано террористическим в ряде стран.
Хотя точное содержание писем пока не известно, предвыборные рейтинги Хилари Клинтон уже опустились. Причина недовольства Майкла Маккола – в том, что секреты Америки могли таким образом узнать государственные враги из мусульманских стран.
Напомним, ранее речь шла о том, что документы могут быть сфабрикованы – в том числе и силами России. Однако, по мнению экспертов, подобная информационная борьба была предсказуема с самого начала – позиционирование компрометирующих писем как продукта «черной пропаганды» из-за пределов США рефренов повторялось с лета. И такая позиция была успешной – слухам не доверяли – до тех пор, пока в игру не включилось ФБР, которое оперирует проверенными данными, изменив настрой кампании.
Однако рассчитывать, что в результате скандала Клинтон сдаст свои позиции перед выборами, не стоит – как объяснили «МК» ведущие политологи, речь может идти разве что о «ничьей».
– Эта история может повлиять на голоса тех десяти процентов избирателей, которые до сих пор не определились в своей позиции, — объяснила «МК» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. – Те, кто пока не хочет голосовать ни за одного кандидата, будут колебаться вплоть до 8 ноября. Но нужно понимать, что тот негатив, который сейчас бросают на чашу весов с именем Хилари Клинтон, вовсе не обязательно спровоцирует рост числа голосов в поддержку Трампа. Скорее всего, эти люди проголосуют за одного из независимых кандидатов.
Напомним, что согласно результатам последних национальных опросов, количество тех американцев, кто поддерживает Хилари Клинтон либо Дональда Трампа, приблизительно равно – у каждого из кандидатов по 43-45 % сторонников из общего числа избирателей.
Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев в беседе с корреспондентом «МК» согласился с коллегой – по его словам, политическая турбулентность последних дней может вывести разве что на «ничью», но не на победу Трампа.
– На самом деле, те тенденции, которые есть сегодня, изменить почти невозможно. И вся эта шумиха вряд ли на них повлияет. Дело в том, что вбросы любого рода требуют времени, чтобы американское общественное мнение к ним адаптировалось. Но уже поздно – почти все избиратели определились и вряд ли резко изменят своё мнение, — считает Васильев. – Кроме того, эти вбросы ведь не являются принципиально новыми: они лишь дополняют те истории, которые мы слышали давно. Усугубить могут, но изменить – нет. Ведь еще летом, во время дебатов, было сказано, что Клинтон «место в тюрьме». Но разрыв всё ещё минимальный: сейчас она опережает Трампа всего на полтора процента, и этот разрыв сокращается. Не исключаю, что за оставшиеся до выборов три дня он сократится еще, станет минимальным или даже дело дойдет до равенства – но вмы не узнаем «правды» до 8 ноября. Возможно, кстати, нарастание волны скандалов повлияет на явку на выборы – некоторые избиратели могут предпочесть проигнорировать их.
Однако, как мне кажется, Дональду Трампу так и не удалось преодолеть эту тенденцию к отставанию, а американская практика показывает – чтобы победить при реальном честном голосовании, нужно идти в авангарде и в общественном мнении. У него этого нет. А вот у Хилари Клинтон есть преимущество и запас прочности, в том числе по результатам предварительного голосования: она опережает Трампа на 15 % (по данным о тех 20 миллионах человек, что уже проголосовали). Не исключаю, что из-за этого и началась смелая игра с данными ФБР. Кардинального сдвига не будет – это точно. А вот сокращение разрыва между их позициями вполне вероятно. Кстати, в какой-то степени эти выборы можно сравнить с российскими в 1996 году – все-таки Дональд Трамп не имеет внутренней тенденции на победу, как и Геннадий Зюганов тогда. Не было ощущения, что он мог бы стать фаворитом. То есть даже в случае формальной «ничьей» реальный лидер очевиден.
Фото YouTube