Президентская гонка в США вышла на финишную прямую. 8 ноября Америка сделает выбор между Дональдом Трампом и Хиллари Клинтон. Но кто возьмет вверх — вопрос по-прежнему открытый.
Проблема не только в том, что разрыв между кандидатами минимальный, и явного лидера нет. Так, согласно опросу газеты The New York Times и телеканала CBS News, Клинтон опережает Трампа на 3% голосов избирателей. А не менее авторитетный опрос телеканала ABC News и газеты The Washington Post, напротив, ставит на первую позицию Трампа с отрывом в 1%.
Проблема в самой процедуре американских выборов. Из-за нее далеко не всегда побеждает кандидат, которого поддержало большинство населения.
Напомним: согласно Конституции США, жители страны голосуют за кандидатов в президенты, но их голоса кандидаты получают не напрямую, а через коллегию выборщиков. Выборщиков назначают в каждом штате США — по числу избранных от штата членов Конгресса (обеих палат).
Самый густонаселенный штат США, Калифорния, получает 55 выборщиков. Флорида — 29 выборщиков, Техас — 38. Семь самых малонаселенных штатов — по три выборщика. В итоге получается коллегия из 538 человек (по числу 435 представителей и 100 сенаторов от всех 50 штатов, плюс три человека от Вашингтона). Это число определяет и количество голосов, необходимых кандидату для победы на выборах, — 270 голосов выборщиков. В случае ничьей победителя выявляет голосование в Палате представителей.
В 48 штатах из 50 выборщики назначаются по системе «победитель получает все», независимо от того, с каким результатом он победил. То есть кандидату, победившему в Калифорнии, достаются все 55 выборщиков, даже если он набрал на выборах 51 процент, а его оппонент — 49.
Из-за этого нередки ситуации, когда кандидат получает большинство голосов избирателей, но меньшинство голосов выборщиков. Один из последних примеров — кампания 2000 года, когда демократ Эл Гор набрал 48,4% голосов, а республиканец Джордж Буш-младший — 47,9%. При этом голоса выборщиков распределились в пользу Буша (271 против 266), и победителем был объявлен он.
Ориентироваться, каковы текущие шансы кандидатов, удобно по американскому сайту (назван по числу членов коллегии выборщиков). На протяжении последних восьми лет его предвыборные прогнозы считаются самыми авторитетными. По мнению аналитиков FiveThirtyEight, несмотря на почти равную поддержку американцев, шансы Хиллари Клинтон стать президентом, то есть набрать 270 голосов выборщиков, значительно превосходят шансы Трампа. По оценкам того же FiveThirtyEight, вероятность победы Клинтон составляет около 71%.
Но этот прогноз не является истиной в последней инстанции. Так, всего две недели назад — до очередной проверки ФБР электронной почты Клинтон — ее шансы на победу оценивалась в 87%. Это значит, победа Клинтон вовсе не выглядит однозначной.
Каковы реальные шансы Клинтон и Трампа на победу? Кто станет новым президентом США?
— Большинство экспертов в Нью-Йорке и Вашингтоне считают: две трети шансов за то, что победит Клинтон, одна треть — Трамп, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Но большой вопрос, правильно ли оценивает ситуацию американская социология.
Если суммировать данные десятков различных предвыборных опросов в США, то получится, что Клинтон набирает, в среднем, на 3% голосов избирателей больше. В пересчете на выборщиков, Клинтон набирает на шесть выборщиков больше Трампа. И если бы нынешняя президентская кампания была стандартной, эксперты в один голос уверяли бы, что побеждает Клинтон — правда, с небольшим преимуществом. Но этого не происходит.
Дело в том, что американские социологи превосходно «схватывают» настроения избирателей, если разделение мнений проходит по традиционной линии демократы-республиканцы. Но сейчас к ней добавилась новая разделительная линия — истеблишмент против истеблишмента. А это обстоятельство американские социологические методики «схватывать» не умеют.
По той же причине, замечу, социологи в Великобритании не смогли спрогнозировать победу Brexit. Число сторонников выхода Британии из ЕС оказалось на 5% выше, чем прогнозировали, например, аналитики компании JP Morgan.
На мой взгляд, есть немалая вероятность, что американские социологи и на этот раз ошибаются, причем на те же 5%. Они недооценивают количество избирателей, которое проголосует за Трампа.
— Откуда возьмутся эти избиратели?
— На избирательные участки, я считаю, придут белые низы США — представители так называемого «ржавого пояса». Это жители бывших индустриальных центров Штатов, вроде Детройта, пребывающих ныне в глубочайшей депрессии. Кроме Трампа, этим людям, у которых нынешняя администрация Белого дома отняла будущее, не за кого голосовать. И как раз их мнение американская социология крайне слабо учитывает.
Есть еще один фактор, который может повлиять на результаты выборов: пассивная позиция чернокожих американцев. Эксперты указывают, что чернокожие валом валили на избирательные участки, только когда в президенты баллотировался Барак Обама. Но поддерживали они его исключительно из-за расовой солидарности, а вовсе не потому, что разделяли идеи Демократической партии.
Позиция этой прослойки американских избирателей предельно проста: если кандидат в президенты не чернокожий, голосовать за него не стоит. Даже если за кандидата — Хиллари Клинтон — их настойчиво просит проголосовать чернокожий Обама.
Два этих фактора повышают шансы Трампа на победу.
— Основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж заявил, что Трамп не станет следующим президентом США, поскольку ему не дадут победить. «Почему я так считаю? Он оттолкнул от себя все группы истеблишмента, за исключением, возможно, евангелистов, если их вообще можно причислить к истеблишменту», — заявил Ассанж в интервью телеканалу RT. Насколько это верная оценка?
— Конечно, Трамп собирает протестные голоса. И любого другого протестного кандидата, не слишком богатого, американский истеблишмент давно подавил бы. Ему бы банально не дали денег на выборы. Но Трамп ведет кампанию на собственные средства, он сумел хорошо раскрутиться во время праймериз, и получить реальную широкую поддержку белого населения Америки.
Истеблишмент, разумеется, не хотел бы ничего менять. И все же значительная часть американских промышленников выступает за Трампа. Кроме того, его поддерживает и часть силовых структур. В частности, часть офицеров ФБР, которые фактически взбунтовались, и потребовали от руководства Бюро возобновить расследование против Клинтон.
Показателен еще один факт: на Дональда Трампа не было покушений, хотя многие их ожидали. Покушений не происходит, потому что Трампа, помимо агентов государственных спецслужб, охраняют представители четырех крупнейших частных охранных компаний. Во главе одной из них стоит бывший руководитель военной разведки США. Это тоже говорит в пользу версии, что часть американских силовиков решила поддержать Трампа.
— На победу кого из кандидатов поставили бы лично вы?
— Свои деньги я не поставил бы. Но если бы мне дали миллион долларов, с условием поставить на одного из кандидатов, я бы поставил на Трампа…
— Шансы на победу Хиллари Клинтон за последние две недели упали с 87% до 71%, — напоминает доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян. — И до голосования остается еще несколько дней, в течение которых это падение может продолжиться. Это произойдет, если WikiLeaks опубликует очередную порцию писем Клинтон, или если ФБР сделает очередные громкие заявления.
Замечу, что в целом ряде крупных штатов у Клинтон с Трампом назревает ничья. Например, в Северной Каролине, где на кону голоса 15 выборщиков, или во Флориде, где вообще 29 выборщиков.
При ничьей, действительно, возможно повторение ситуации Эл Гор — Джордж Буш-младший. Вот только Трамп не будет вести себя как Гор, который фактически «слил» свою победу. Трамп будет сопротивляться. И это обещает крайне интересный сценарий.
Думаю, Трамп будет судиться, будет публично выступать. Он не сдастся Хиллари. В результате, не исключено, в США возникнет конституционный кризис. Сейчас состав Верховного суда США неполный (место одного из девяти судей незанято, поскольку Сенат отклонил кандидатуру судьи, предложенную Бараком Обамой), и мнение судей по поводу законности победы Хиллари Клинтон может разделиться.
Я не сторонник теории заговоров, но это вполне возможный сценарий, и вполне возможный конфликт. Такое возможно, повторюсь, если будет ничья в ряде штатов. Трамп в этом случае наверняка будет говорить о вбросах, и о ряде других нарушений.
— Поддержат ли Трампа его однопартийцы?
— Не факт. Республиканцы едва ли будут раскачивать партийную систему США ради кандидата, которого они считают не вполне своим. Но Трампа наверняка поддержат огромное количество белых избирателей.
— Кто все-таки победит?
— С большой долей вероятности — Хиллари Клинтон. Но нельзя исключать и победы Трампа, учитывая, что он немного везунчик, и учитывая, что сейчас рейтинги Хиллари скорее падают, а рейтинги Трампа скорее растут.
— Ведущие газеты и телеканалы США проводят предвыборные опросы не с научными целями, а с целью оказать давление на общественное мнение, — уверен директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ Юрий Рогулев. — Поэтому их результаты всегда примерные, и указывают лишь на тенденцию. При этом американские СМИ эту тенденцию еще и интерпретируют. Например, как небольшое преимущество Хиллари Клинтон, или как близость позиций обоих кандидатов. Но в любом случае, ситуация остается весьма неопределенной. В такой ситуации решающую роль могут сыграть голоса в отдельном штате, или голоса в отдельных категориях избирателей.
Сейчас в Америке идет предварительное голосование — в нем уже приняли участие около 20 млн. человек. Так вот, в южных штатах отмечается крайне низкая явка чернокожих избирателей — и это явный удар по Хиллари Клинтон. Получается, что в Северной Каролине и Южной Каролине она может проиграть. Очень изменчивы и расклады по выборщикам. Раньше Клинтон имела большинство в семи из восьми «неопределившихся» штатов, теперь — только в четырех штатах. В остальных четырех лидирует Трамп.
Как видим, ситуация меняется. Вместе с тем, не следует забывать: на стороне Клинтон — поддержка действующего президента Обамы, рейтинг которого остается высоким, и составляет 50%. Кроме того, Хиллари поддерживают американские СМИ. Это и дает кандидату от демократов некоторое преимущество, которое может быть реализовано.