Некогда крупнейший город Сирии ныне представляет собой огромное поле битвы как участников внутрисирийского конфликта, так и ведущих мировых игроков. Объявленная Россией пауза в использовании авиации для нанесения ударов по восточному Алеппо не остановила боевые действия на земле. Более того, последние дни наблюдается нарастание интенсивности боев.
Ситуация на линии противостояния окончательно показала, что никакого разграничения между «здоровой» оппозицией и террористами в восточном Алеппо не будет, несмотря на постоянные обещания США и их союзников. Понимая, что решительный штурм правительственных войск и их союзников близок, боевики под руководством «ан-Нусры»*, находящиеся к западу от города, в последние дни предпринимали отчаянные попытки пробить брешь в блокадном кольце и прорваться в восточные районы Алеппо.
Провал «Грандиозной величественности»
Подражая своим заграничным покровителям, склонным к излишнему пафосу, боевики придумали для своего наступления на юго-западе Алеппо громкое название — «Операция «Грандиозная величественность». Согласно заявлениям оппозиции, за последние дни в атаке на правительственные силы участвовало порядка 10-15 тысяч боевиков. И хотя данные сирийской армии оценивают атаковавшие их силы в 2-3 меньшими цифрами, следует признать, что в условиях городского боя на узком участке фронта шириной до нескольких километров несколько тысяч подготовленных боевиков представляют серьезную угрозу. Кроме того, в сражение были брошены 20 танков и 15 БМП, поддержанные артиллерийским огнем орудий и систем залпового огня.
Столь мощное наступление послужило поводом для обращения ряда представителей российского командования к президенту России с просьбой прекратить мораторий на авиаудары в районе Алеппо. Это предложение Владимир Путин не поддержал, и наземные силы, противостоящие друг другу в Алеппо, оказались фактически в равных условиях, без поддержки с воздуха. И несмотря на это правительственным войскам удалось отбить атаку.
Данный результат показал, что вопреки поддерживаемому на Западе мнению о том, что сирийские проправительственные силы крайне слабы и не в состоянии без российской авиаподдержки оказывать сопротивление «демократической» оппозиции, наземная группировка проправительственных сил вполне боеспособна и готова решать серьезные боевые задачи.
С другой стороны, с учетом потерь атакующей стороны, которые оцениваются в 2 500 тысячи убитыми и ранеными, «Грандиозная величественность» стала самым грандиозным поражением антиасадовских сил за время всей гражданской войны.
Концентрация войск
Важность битвы за Алеппо вынуждает противоборствующие стороны концентрировать значительные силы в регионе. Если об ориентировочной численности отрядов боевиков на западных окраинах города уже говорилось, то стоит добавить, что в окружении в восточном Алеппо может находиться еще около 9 тысяч бойцов вооруженной оппозиции.
Задача пробиться к восточному Алеппо вынуждает боевиков прибегать к операциям, свойственным ведению полноценной войны по классическим законам с масштабным применением разнородных сил и средств, высокой степенью координации задействованных подразделений.
Помимо технической оснащенности боевиков, концентрации бронетехники и артиллерии, командованию оппозицией приходится привлекать наиболее подготовленные и имеющие значительный опыт и боевой дух отряды. Так, например, к Алеппо переброшены силы группировки «Исламская партия Туркестана»*, представляющей собой подразделение, сформированное по этническому признаку. Бойцами группировки являются уйгуры, выходцы из западных районов Китая. Кстати, одной из причин, по которой Китай решил направить в Сирию своих военных советников, а по некоторым неподтвержденным данным и спецназ, является борьба с уйгурскими экстремистами.
Подобное усиление, даже несмотря на крупное поражение последних дней, позволило представителям ряда вооруженных группировок, в частности, так называемой умеренной сирийской оппозиции, заявить о начале нового наступления в Алеппо.
Столь мощной группировке боевиков противостоят в первую очередь подразделения правительственных войск. В последние дни октября им на помощь были переброшены одни из наиболее боеспособных подразделений: спецподразделения сирийских «Тигров», бригада «Ястребов пустыни» и отряды «Хезболлы». Они хорошо зарекомендовали себя в боях с террористами. Так, «тигры» в начале октября участвовали в масштабной операции по обеспечению контроля за стратегической дорогой Алеппо — Хама, в результате которой были освобождены города Маардас и Сауран. Общая численность «тигров» оценивается в пределах 18-24 тысяч бойцов. Следует также отметить хорошее оснащение данного подразделения, на вооружении которого стоят даже современные российские танки Т-90.
То, что правительственная группировка не только собирается удержать нынешние позиции, но и готовится к наступлению на восточный Алеппо, может быть косвенно подтверждено тем, что вместе со своими подчиненными в город прибыл командир «тигров» генерал-майор Сухейл «Тигр» Аль-Хассан, призванный возглавить борьбу с боевиками «ан-Нусры»*.
Кроме непосредственно сирийских правительственных войск и пропрезидентского ополчения в зоне боевых действий за восточный Алеппо находятся бойцы «Хезболлы» и, вероятнее всего, иранские подразделения. Численность и профессиональный состав иранцев оценить сложно. По данным члена Комитета по иностранным делам Национального совета сопротивления Ирана Шахина Гобади, общая численность иранских войск и оплачиваемых ими наемников может превышать 50 тысяч человек (без учета бойцов шиитской «Хезболлы» численностью до 10 тысяч человек). В состав иранских подразделений входят как отряды Корпуса стражей Исламской революции, так и военнослужащие регулярной армии Ирана.
Не подлежит сомнению тот факт, что Нацсовет является ангажированной организацией и Гобади пытается интерпретировать свои данные как доказательство того, что сами сирийцы не горят желанием сражаться с оппозицией, а военные успехи Асада завязаны на Иран. Даже участие России иранский оппозиционер, вещающий из штаб-квартиры в Париже, склонен приписать проискам режима аятолл. При всем этом приводимые им цифры можно принять за базовые, так как Нацсовет сопротивления имеет тесные и сомнительного характера связи с политическим истеблишментом США и фактически используется как средство контролируемой утечки чувствительной для Ирана информации.
Понятно, что все иранские силы едва ли сконцентрированы в Алеппо, но с учетом нынешней обстановки можно предположить, что Иран направит наиболее боеспособные из них на помощь союзникам.
Российские ВКС
После мартовского сокращения на авиабазе Хмеймим оставались 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М, 4 фронтовых бомбардировщика Су-34 и по 4 истребителя Су-30СМ и Су-35С. Помимо самолетов на авиабазе остались вертолеты Ми-24, Ми-35М, Ка-52 и Ми-28Н. В конце сентября в Сирию были перебазированы еще несколько самолетов Су-24 и Су-34 (часть из них в рамках плановой ротации авиатехники). С учетом объявленного Россией моратория в районе Алеппо данная авиационная группировка задействуется для выполнения боевых задач в других районах Сирии.
Споры о возможном начале масштабной операции в Алеппо при массированной поддержке российских самолетов идут уже несколько недель. Западные СМИ, ссылаясь на надежные источники в военных ведомствах своих стран и на «достоверные» заявления представителей сирийской оппозиции, каждодневно убеждают общественность в коварных планах ВКС России. Что же касается представителей политической верхушки антиасадовской коалиции, то тема ожидаемого наступления при непрекращающихся атаках российской авиации (несмотря на мораторий) просто стала обязательной при каждом выступлении.
Стоит обратить внимание, что число и качественный состав авиационной группировки России в Сирии больше соответствует заявленной Россией тактике. Если с конца сентября российские военные готовили бы масштабную авиационную операцию с массированными бомбежками сил оппозиции, то логично было бы вернуть в Сирию штурмовики Су-25. Однако в отношении этих самолетов было заявлено, что они подготовлены к отправке, но продолжают оставаться на базах в России в ожидании дальнейших приказов.
Таким образом, нынешняя группировка, чья численность и состав подтверждены западными источниками, не могла бы осуществить столь масштабной операции, которая ей приписывается на протяжении последнего месяца. Находящиеся на авиабазе Хмеймим самолеты предназначены для менее интенсивных, но при этом более точных ударов.
Опыт использования российской стратегической авиации непосредственно с баз, находящихся на территории России, дает основания предположить, что ВКС сохраняют потенциал нанесения ракетно-бомбового удара самолетами Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3. Но в этом случае следует говорить о пусть и мощном, но единоразовом ударе, а не о постоянной поддержке с воздуха, которую оказывают штурмовики наземным силам в случае наступления.
В качестве одного из вариантов усиления авиационной группировки России в случае необходимости поддержки операции в Алеппо можно было бы рассмотреть и предоставление Ираном временного аэродрома, тем более, что подобный опыт уже имеется. Однако этот вариант представляется маловероятным, так как активизация военных действий на севере Ирака может спровоцировать столкновение в воздухе российской авиации и самолетов коалиции.
Флот в помощь
Общая картина не может считаться законченной без учета приближающейся к Сирии эскадры кораблей Военно-морского флота России. Несмотря на то, что о направлении в Восточное Средиземноморьеавианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» было официально заявлено еще несколько месяцев назад, появление российской эскадры у берегов Европы вызвало шквал возмущения среди американской и европейской политических элит. Авианосцу, находящемуся еще за сотни миль от Сирии, уже приписывают участие в атаке на Алеппо.
Действительно, имеющееся на борту «Кузнецова» вооружение, а главное — авиационная группа позволяют значительно повысить мощь российской группировки в непосредственной близости от основных мест боестолкновений в Сирии. На борту крейсера располагается до 30 самолетов Су-33, Су-25УГТ, МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Такое авиационное подспорье может сильно изменить баланс сил в зоне боевых действий, тем более, что при необходимости самолеты могут не возвращаться на крейсер, а использовать возможности базы Хмеймим для интенсификации вылетов.
Дополнительным инструментом могут стать ракеты «Гранит», которыми также вооружен «Кузнецов». В настоящий момент на корабле установлена модификация ракет, позволяющая наносить удары и по наземным целям. Двенадцать пусковых установок и 256 ракет боезапаса представляют серьезную угрозу для объектов террористов. И это при том, что вес боеголовки может составлять до 750 кг. Косвенным стимулом для применения «Гранита» может стать уже принятое решение о его плановой замене на другие ракетные комплексы, в частности, «Калибр», в ходе будущего ремонта авианосца, намеченного на 2017 год.
Но было бы ошибкой рассматривать боевой потенциал флотской группировки исключительно с точки зрения флагмана — авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», ведь помимо него в эскадру вошли атомный крейсер «Петр Великий» и два больших противолодочных корабля «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков». Кроме того, к эскадре присоединятся три подводные лодки: две атомные и одна дизель-электрическая. Из Черного моря сначала вышел сторожевой корабль «Сметливый», а вслед за ним отправился и новейший сторожевик «Адмирал Григорович».
Наличие столь крупной эскадры боевых кораблей позволяет рассчитывать не только на авиацию «Кузнецова», но и на ракетное вооружение остальных кораблей, включающее в том числе и уже опробованные в Сирии ракеты «Калибр».
Если уж говорить о ракетном ударе, то его вполне могут дополнить и «Калибры», размещенные на кораблях Черноморского флота и Каспийской флотилии, находящиеся в настоящее время в пределах территориальных вод России.
Коалиционный ответ
Нагнетая истерию вокруг российских кораблей и возможной операции в Алеппо, американцы и их союзники постоянно угрожают возможностью нанесения ракетно-бомбового удара по позициям правительственных войск. До настоящего времени сирийские силы ПВО не предпринимали мер противодействия коалиционной авиации, стараясь не провоцировать своих врагов на открытую агрессию.
С другой стороны, после очередной порции заявлений США о возможности атаки на сторонников Башара Асада и даже позиции российских войск, представители МО РФ дали понять, что готовы принять соответствующие меры по защите воздушного пространства. Демонстрацией решимости россиян стало размещение дополнительно комплекса С-300 в районе авиабазы Хмеймим. На сегодняшний день российская ПВО в Сирии — это законченная многоуровневая система, включающую в себя комплексы С-400, С-300, «Панцирь-С». В дополнение к этому корабли ВМФ России также расширяют возможности ПВО российского контингента.
Исходя из соотношения сил России и США в регионе, надо признать, что суммарная мощь дислоцированных в непосредственной близости от Сирии американских сил значительно превосходит российскую. Однако прежде чем предпринять открытые враждебные действия в отношении России, американскому командованию стоит учесть высокую стоимость будущей победы с точки зрения потерь в технике и людских ресурсах и негарантированный политический эффект. И, конечно, не стоит забывать о ядерном потенциале России, который в случае начала масштабного столкновения не оставит Америке возможности насладиться плодами победы.
Политический аспект
В ближайшее время США едва ли пойдут на военное обострение в отношениях с Россией. За несколько дней до выборов президента уходящей администрации и кандидату от демократов удобнее сохранить грозную риторику, а вместо столкновения с Россией продвигать пиар-акцию, связанную с наступлением на Мосул. Быстрая победа в Ираке может и не состояться, но в любом случае в ближайшие несколько дней американцам нужны лишь хорошие новости с фронтов. Операция по взятию Мосула тоже таит в себе определенные трудности, связанные не столько с противодействием бойцов ИГИЛ*, сколько с определением роли каждого из участников штурма: будь то американцы, иракская армия, шиитская милиция, курдские отряды или подразделения Турции. На этом фоне в ближайшие дни стоит ожидать и попыток скрытной поставки вооружений оппозиции, и усилий по вытеснению (желательно без применения силы) боевиков ИГИЛ* из Ирака в Сирию.
Америке стоило бы резко снизить обвинения в адрес России и предложить мировому сообществу какой-либо, пусть и несбыточный план урегулирования. Это поставило бы Россию в невыгодную ситуацию, в которой возможная операция в Алеппо выглядела бы как нежелание сесть за стол переговоров. Но кандидаты в президенты настолько повысили градус антироссийской риторики, что за несколько дней до голосования Америка не может поменять собственную позицию.
Российское командование заявило о продолжении моратория 4 ноября, который уже был продлен. Возобновление авиаударов до дня голосования в США, то есть до 8 ноября, маловероятно, хотя руководство России не раз удивляло мир неожиданными решениями. Пока приходится рассчитывать на то, что сухопутным силам сирийской армии удастся не только сдержать наступление, но и самим перейти в атаку.
Возможно и увеличение интенсивности российских ударов по другим очагам военных действий с целью высвободить сирийские войска и их союзников для увеличения военной группировки в Алеппо. В этом случае сирийцы смогли бы сами освободить часть своих сил для окончательной победы, что было бы оптимальным и для повышения боевого духа сирийцев, и для укрепления политической позиции России.
(* — запрещенная в РФ террористическая организация)
Фото и аудио Politrussia