Знакомый киевлянин, побывавший у родственников в России, рассказывал мне, что ему не раз приходилось слышать довод, который и удивлял, и вызывал тягостное чувство. Довод этот повторялся на разные лады и звучал примерно так: «Вы, украинцы, сами виноваты в том, что к власти у вас пришли нацисты. Поддержали майдан – вот и получили. Отказались от братства, так не ждите, что вас придут освобождать. Теперь уж как-нибудь сами. Организуйтесь, сопротивляйтесь – всё сами».
Мой знакомый не сообщил мне ничего нового. В последние два с половиной года мне частенько приходилось сталкиваться с подобным «доводом». Однако сколько бы этот мотив («все украинцы – бандеровцы») ни звучал, я всегда считал и считаю, что он несёт разрушительную ложь.
Лгут всегда с определённой целью. Та ложь, о которой я говорю, имеет целью довершить раздел пространства Русской цивилизации, частью которой является Украина. На этой лжи построен большой проект, смысл которого — сделать необратимым отрыв Малой Руси от некогда единого народа. Будем реалистами: те, кто осуществляют этот проект, во многом преуспели и многого добились. Сегодня на Украине одно упоминание о «русском мире», об общем прошлом малороссов и великороссов преследуется по закону, а в школах растят новое поколение врагов России и будущих борцов с ней.
До сих пор, однако, среди десятков миллионов русских и принадлежащих к русской культуре людей по обе стороны границы Украины и РФ подспудно жила мысль: что бы ни говорили политики, мы всё же один народ (пусть в прошлом). Скажу больше: даже среди попавших под каток украинской националистической пропаганды тайно жила (а может, и живёт) вера в то, что случившееся с нами — не окончательно. Да и как не верить в это, если у кого-то в России брат, у кого-то кум, у кого-то племянник, у кого-то бывший одноклассник, бывший сослуживец – и таких миллионы.
Так было. Стало же по-другому. Стало так, что взаимное отчуждение по обе стороны границы растёт. Раскол внутри одной культурно-исторической семьи углубляется. Так неужели же, спрашиваю я себя, с той Украиной, где я прожил всю жизнь и которую горячо люблю, покончено? Неужели власть Запада и его клевретов пришла на Украину навсегда? Неужели всякое сопротивление бесполезно и помощи ждать неоткуда?
Десятки телеканалов на Украине и в России демонстрируют сюжеты об антирусских выходках в Киеве. Присмотримся, однако, к этим сюжетам: их героями всегда выступают одни и те же лица. Какой-нибудь Игорь Мирошниченко из «Свободы» со своими полубезумными однопартийцами. Десяток-другой проплаченных мальчишек из «Правого сектора» с дымовыми шашками возле российского посольства и здания Россотрудничества… И, в общем-то, всё. Почему так скромно? Да потому, друзья мои, что никаких антирусских выступлений, поддерживаемых населением Украины, нет! Есть убогие постановочные сцены, охотно снимаемые представителями СМИ, которых при съёмках числом нередко более, чем самих «украинских борцов с путинским режимом».
Говорить же о том, что нацистами вдруг сделались жители Одессы, Харькова, Николаева, Херсона или Запорожья, значило бы просто бессовестно клеветать на народ Украины. В этих городах, как и в Киеве, сформирована небольшая прослойка мобилизованных новым режимом «украинцев на зарплате» и «украинцев по вызову». Они-то и обеспечивают картинку для СМИ – и украинских, и российских, и мировых.
Приведу ещё два примера.
Праздник Победы 9 мая, который шельмуется властью, все последние три года неизменно собирает десятки, сотни тысяч людей. Поверьте старому киевлянину: людей, празднующих в городах Украины День Победы, сегодня больше, чем в советское время и в мирные годы до майдана! Значит, нужен людям этот праздник?! Кому-то о чём-то говорит тот факт, что, несмотря на бред осквернителей народной памяти Яценюка, Вятровича и прочих, внушающих, что не было никакой Великой Отечественной, киевляне огромным людским потоком третий год подряд идут 9 мая с цветами к памятнику Славы? И так же — во многих городах Юга, Востока, Центра Украины. Что это, если не сопротивление насаждаемой лжи? Ведь этими людьми движет надежда, что всё когда-нибудь переменится!
А в июне этого года по Украине, невзирая на вой ненавистников Церкви, прошёл 100-тысячный крестный ход. Я имел счастье участвовать в нём, и замечу, что цифра 100 тысяч, если учитывать выходивших на местах, чтобы поддержать крестоходцев, может быть смело увеличена. Это было грандиозно! Вот когда чувствуешь, что у нас общая вера, общие святые, один Патриарх! И показательно, что попытка раскольников-филаретовцев устроить своё шествие, сделав его демонстрацией антирусской Украины, с треском провалилась. Просто не хватило людей. Казалось, со всех концов сгоняли раскольники своих приверженцев, переодели в священников тех, кто подвернулся, а в итоге – жиденькие шеренги, которых не смогли увеличить никакие ухищрения мастеров телевизионных искусств.
И причина всё та же: нет на Украине массовой поддержки государственной националистической идеологии!
А что есть? Есть последствия нескольких волн насильственной украинизации в ХХ веке, когда «украинцами» назначали, когда людям внушалось, что они совсем другой народ. Есть поддержанная Западом оккупация украинизированной части исторической Руси силами неонацистского режима. Есть запугивание, есть подавление любого несогласия, любого инакомыслия.
Массовая бандеризация Украины существует только на поверхности жизни страны, только в телевизионной картинке, изготовленной под заказ и на потребу заказчику.
Тогда что же мы имеем на глубине? А там, на глубине, мы были и остаёмся, по сути, одним народом, возникшим более тысячи лет назад, когда свет христианства просветил восточных славян и других обитателей этих мест и с помощью Божией за короткий срок превратил многочисленные племена в могущественную христианскую державу. И даже потом, когда за ошибки и грехи, прежде всего правящего класса, рухнула Православная держава, мы, став Красной империей, всё равно оставались одним народом с одной душой. Только могучие силы этой народной души позволили нам в 45-м победить фашизм. Верю, что эти же силы позволят нам вместе преодолеть разделение.
Народ Украины – плоть от плоти христианской Руси. И мысль о нашем возможном грядущем пробуждении от наваждения, об осознании себя вновь одним народом страшит врагов видимых и невидимых. Она невыносима для духов злобы, стоящих за архитекторами «нового мирового порядка».
Представьте, что у вас есть брат и он заболел. Заболел тяжело — его довели до душевной болезни, он безумствует. А те, кто его довели, продолжают вводить вашему брату препараты, вызывающие ненависть к вам. Наверное, даже просто по-человечески было бы правильно добиться, чтобы вашего несчастного брата перестали поить отравой. Чтобы к нему вернулось сознание, чтобы он узнал вас и вы бы вместе избавились от искушения навязанной вам вражды. Наверное, вы не будете подсчитывать, во сколько обойдётся лечение брата или что скажут его мучители о вашей ему помощи? Ведь так?
Ну а теперь вспомним, что мы даже не братья, мы вообще — одно целое, один духовный народный организм. Можно ли равнодушно наблюдать, как заражённая часть организма болит, гниёт и отмирает?
Тезис «пусть сами сопротивляются и сами себя освобождают» полон лукавства. Вспомним историю: от фашистского правления никто никогда не освобождался сам. Ни один народ не смог освободиться от фашизма без внешней помощи. Правда, смог советский народ, но смог лишь потому, что одна его часть — незавоёванная — пришла на помощь другой. И в годы войны никому не приходило в голову выступать с призывом бросить без помощи оккупированные Киев, Одессу, Харьков, Ростов только потому, что они теперь «под фашистами», что на их территории правят оккупанты, а они «не восстают».
Также лукав и порочен тезис о том, что Украина уже превратилась в Анти-Россию, что на излечение и отрезвление народа понадобятся десятилетия. Именно потому, что «украинство», занесенное когда-то на землю Малороссии извне, неорганично, это не продукт национального духа, а политический проект антирусских сил, оно не приживается и не может глубоко войти в народную душу. Больше того: понимая, насколько бесплоден и уродлив национал-фашизм, построенный на отрицании всего русского, народ Украины в массе своей давно готов к принятию слова правды. Ведь что бы ни твердили украинские СМИ, сколько бы ни насаждалась сконструированная мова, люди всё равно думают по-русски и по-малороссийски, прекрасно существуя в пространстве обоих этих языков.
Думаю, не стоит ждать новой Переяславской рады (хотя я уверен, что в той или иной форме она неизбежна). Средства коммуникации, наработанные человечеством, дают возможность уже сегодня послать миллионам русских и русскоговорящих жителей Украины мощный сигнал: вы наши, мы с вами, мы работаем для вашего освобождения! А тем, кто запутался в сетях пропаганды, нужен другой сигнал: смотрите, как вам плохо, одумайтесь и возвращайтесь; мы ждём, мы не попрекнём вас вашей болезнью.
Уверен: если сеятель, руководимый любовью, начнёт терпеливо сеять слово правды, сигналы, которые он пошлёт народу Украины, дойдут. Не в тернии, не на камень, а на подготовленную почву, способную принести богатый плод, падёт слово брата.
Напоследок повторю ещё раз: массовая бандеризация Украины – это миф. Даже в условиях колоссального информационного давления больше половины населения Украины сегодня — за нормализацию отношений с Россией. И это притом, что каждый день утренние новости начинаются со сводки боевых действий на «украинско-российском фронте».
И, уж совсем отбросив боязнь пафоса, скажу: восстановление порушенного единство Руси есть величайшая, почётнейшая миссия. Выполнение её — нравственный долг перед предками, перед грядущими поколениями, перед Богом. Победившим на этом пути будет полагаться благодарность и слава в веках.
Ну, а тому, кому мои слова покажутся «утопией», скажу следующее. Крест, что мы носим на груди, – ещё и напоминание о том, что это наш общий крест, возложенный на нас в дни Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром. Это символ нашей общей веры и общей исторической судьбы. А если вы думаете иначе, стоит ли вам по праздникам ставить свечи в храме и беспокоить Бога? Ведь однажды вы можете услышать от Него тяжёлый, обличающий вопрос: «Где брат твой с Украины?»
Киев, октябрь – ноябрь 2016 года