В Мире

Запрет платёжных систем: попытка навредить украинцам близка к провалу

7 ноября 2016 года стало известно, что Национальный банк Украины запретил на подконтрольной ему территории работу платежных систем «Яндекс.Деньги», «Wallet one/Единый кошелек», QIWI Wallet и Webmoney. В качестве формальной причины данного решения названо отсутствие согласования правил использования электронных денег.

Это уже второй случай запрета российских платежных систем Украиной. В октябре НБ уже публиковал свои «расширенные санкции», под которые попали следующие российские платёжные системы: «Колибри» (детище Сбербанка), «Золотая корона», «Юнистрим», «Международные денежные переводы Лидер», Anelik и Blizko. Таким образом, менее чем за месяц на Украине оказались запрещены десять российских платёжных систем.

При этом процедура сопровождалась характерными бравурными речами в стиле «це перемога». А вот некоторые компании очень удивились тому, что их деятельность запретили там, где её и не было.

В QIWI, например, заявили:

«Мы удивлены попаданием в данный список, так как с 2012 года QIWI не осуществляет деятельность на территории Украины».

В свою очередь в «Яндекс.Деньги» новость прокомментировали аналогичным образом:

«”Яндекс.Деньги” не ведут деятельность на Украине, сервис работает по лицензии ЦБ РФ в соответствии с законодательством России по всему миру — везде, где есть интернет. Мы не можем контролировать, как соотносится использование сервиса с законодательством той или страны — в каждом государстве свои законы, знать и соблюдать которые — обязанность граждан этих стран».

Впрочем, это лишь иллюстрация «продуманности» действий правительства Украины. При этом в данной ситуации не менее важен тот факт, что запрет других платежных систем вполне способен нанести урон в первую очередь по самим украинцам.

По украинским же данным, структура рынка переводов в стране выглядит следующим образом. За первое полугодие текущего года на Украину частными лицами было перечислено переводов на общую сумму $1,7 млрд, из них около $1,2 млрд — из России. На долю Western Union приходится около 36%, MoneyGram — 16%, на запрещённые российские системы еще около 44%, и приблизительно 4% — всё остальное.

Украинские платежные системы и вовсе имеют мизерную долю. Например, «Поштовий переказ» «Укропочты» или «Швидка копійка» «Ощадбанка» занимают лишь 0,04%.

Таким образом, Национальный банк Украины отнимает 44% рынка у России и передаёт эту долю американским платёжным системам, которые автоматически займут нишу — просто потому, что верить в конкурентоспособность украинских систем пока не приходится. А заодно с укреплением американцев на рынке украинский регулятор еще больше усложняет жизнь простым гражданам.

В настоящее время, только по официальным данным Главного управления по вопросам миграции МВД на середину 2016 года, в России находится около 2,5 миллионов граждан Украины. Подавляющее большинство из них — это «заробитчане», а по-русски — гастарбайтеры, вынужденные трудиться в другой стране, чтобы в условиях масштабного экономического кризиса на родине хоть как-то кормить семьи. Платежные системы в денежной цепочке «гастарбайтер – родственники на Украине» — необходимое звено, именно через них происходит основная масса транзакций. В условиях же новой «санкционной реальности» украинские граждане, занятые в России, будут вынуждены пересылать свои заработки через более авторитетные, по сравнению с украинскими, американские платёжные системы, которые за свои услуги берут как минимум дороже.

Возникшую проблему также можно решить с помощью переводов через банковские счета тех российских банков, которые имеют дочерние компании на Украине. Возможно использовать и украинский «ПриватБанк», имеющий отделения в России. Однако процедура перевода через банки менее удобна и более ограничена — в том числе и большим размером комиссий, особенно если речь идет о переводе между счетами разных банков.

При обсуждении возникшей вдруг проблемы можно услышать версию, согласно которой новые санкции против платежных систем — это-де для того, чтобы «заробитчане» не смогли пересылать деньги семьям и вернулись на Украину. Такое понимание действительности, вероятно, имеет место быть, поскольку отношение украинского населения, особенно той его части, которая придерживается правых взглядов, к уехавшим на заработки в Россию близко к крайне негативному. Однако, как видно из «ассортимента» платежных систем, с дискомфортом для себя, но найти замену запрещенным сервисам вполне реально.

При этом объём переводов, как указывалось, достаточно значительный, способный оживить экономику Украины на низовом уровне. Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко поясняет:

«Такие санкции со стороны Украины будут скорее болезненны для нее самой, чем для России. Большая доля переводов через эти системы приходилась на денежные потоки из РФ на Украину, и только небольшая часть — в обратном направлении. Объем переводов можно оценить в 0,7-1 миллиард долларов в год. Теперь, видимо, от этой суммы останется 10-15 процентов. На мой взгляд, запрет системы переводов будет тормозить торгово-экономическую деятельность на Украине. Эти системы — как система капилляров в организме, она должна работать и обеспечивать быструю оборачиваемость денег, работу малого бизнеса».

 

Так что, похоже, на Украине произошла очередная «зрада». «Заробитчане» на Украину, вероятно, не вернутся – необходимость кормить семью никто не отменял, в России же найти приличный заработок куда проще. Им остается лишь искать способ по-новому передавать деньги семьям.

При этом, возможно, ситуация куда серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Если посмотреть на ситуацию глобально, то эскалация противостояния становится очевидной. Буквально все действия Киева мотивированы желанием войны и неразберихи — только в таких условиях можно многое «списать».

Так что, вероятно, важны даже не частные трудности «заробитчан» по пересылке денег, а попытки ещё больше ухудшить жизнь собственных граждан, причем любым способом. Эффективность тут вторична — логикой и продуманностью действий украинское правительство никогда не отличались, важно желание, его направленность.

Чем острее стоит проблема выживания, тем меньше ресурсов на сопротивление остается народу, да и желание подумать и ответить на вопрос, куда катимся, в таких условиях возникает реже — мы всё это проходили в 90-е.

Однако для того, чтобы реализовать идею в жизнь, а также подать американцам такой лакомый кусочек на блюдечке с голубой каемочкой практически в виде монополии на переводы, нужно будет сильно постараться. Ещё в октябре сообщалось, что российские платежные системы нашли способ противодействия санкциям.

Идея их обхода заключается в том, чтобы разрешить денежные переводы за пределы России (то есть трансграничные переводы) только национально значимым платежным системам. В их число не входят зарубежные игроки рынка. Соответственно, они лишатся возможности осуществлять с территории России переводы на Украину и будут вынуждены договариваться с российскими участниками рынка — то есть любые действия будут возможны только через них.

Источники РИА уже отмечают, что соответствующее предложение участники рынка вскоре направят в ЦБ, ФАС, Минфин и Госдуму для разработки необходимых правовых изменений. Это значит, что вскоре вполне реально ждать реальный ответ России на провокации Украины — причем в интересах украинцев.

Источник

Фото Reuters

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.