Украинский и молдавский министры обороны Степан Полторак и Анатол Шалару, которые на штабных картах уже нарисовали стрелочки маршрутов вывода российского миротворческого контингента из Приднестровья, забыли главную деталь во всей этой «масштабной операции» – поинтересоваться мнением России и Приднестровья на этот счет. Ну а их мнение, вообще, никому не интересно.
Ирония вице-премьера и спецпредставителя президента России по Приднестровью Дмитрия Рогозина по поводу «судьбоносного» решения двух министров обороны вполне уместна. Действительно, нынешние украинско-молдавские инициативы сопоставимы с усилиями Гондураса в помощи Гватемале по выводу войск США из Кореи. Уж точно это не их уровень решения статуса российских миротворцев в Приднестровье. И сейчас Полторак и Шалару напоминают гоголевских помещиков Бобчинского и Добчинского – образов нелепых и беспомощных, которые хотят что-то значить в общественном смысле, но обреченных попадать впросак.
Они смешны и трагичны – пытаются доказать свою значимость, которой на самом деле и нет вовсе. Нынешнюю инициативу этих оборонных министров до конца не оценили даже в НАТО – за отсутствием видимого эффекта.
Молдавия за последние 23 года в вялотекущей форме не раз заикалась о выводе российских миротворцев, которые выполняют свою миссию в Приднестровье в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году. Оговоренные тогда 3200 российских военнослужащих сократились до 1200 человек, из которых половина задействована в охране и техническом обслуживании складов боеприпасов на территории ПМР. На переговорах по мирному урегулированию, последние из которых провел министр иностранных дел России Сергей Лавров со своим молдавским коллегой в апреле 2016 года в Москве, между сторонами было достигнуто взаимопонимание. Определен и их формат по схеме «5+2», где две стороны конфликта – Молдавия и ПМР, посредники – Россия, Украина, ОБСЕ и наблюдатели – Евросоюз и США. Все четко и прозрачно.
В самом Приднестровье считают, что российская группа войск играет ключевую роль в миротворческой операции на Днестре и представляет собой уникальный пример миротворчества, что признают и многие специалисты в мире. Эта операция – гарантия мира и стабильности в регионе, где за последнее двадцатилетие не возникало никаких предпосылок для вооруженных конфликтов. И около 94 процентов жителей Приднестровской Молдавской Республики выступают за сохранение миротворческой миссии в регионе в ее нынешнем виде именно по причине того, что регион живет в мире.
Да и последние опросы общественного мнения в Молдавии показали, что ее жители тоже заинтересованы в гарантиях безопасности, которые дает российский миротворческий контингент на берегах Днестра. Казалось бы – ситуация всех устраивала, тем более, что Россия территориальных претензий ни к одной из сторон не имеет и готова вывести своих миротворцев после окончания их миссии, а также вывозе боеприпасов с армейских складов в селе Колбасна (Кобасна).
Угрозу своей безопасности в присутствии российских военнослужащих в Приднестровье увидела… Украина. В мае 2015 года, когда любая возможность «куснуть Россию» стала считаться в Киеве высшей степенью проявления патриотизма, на фоне денонсации договоров о военно-техническом сотрудничестве с РФ в Незалежной было принято решение о разрыве договора, согласно которому российские миротворцы могли осуществлять транзит (воздушный и наземный) через украинскую территорию в ПМР.
Это соглашение, согласованное с официальным Кишиневом, действовало с 1995 года и на его основании велось обеспечение миссии российских миротворцев. А Украина все это время получала неплохие дивиденды за транзит через свою территорию. Но новые украинские власти решили своим запретом хоть как-то ущемить Россию. В знак своей решимости даже разместили в чистом поле под Одессой дивизион ЗРК С-300, чтобы продемонстрировать решительность своих действий. Подобная «блокада» несколько осложнила материально-техническое обеспечение миротворческого контингента в Приднестровье, но выход нашелся – через Кишинев воздушным транспортом.
Нынешнее обострение двух министров обороны Украины и Молдавии, которые указали России пути вывода своего миротворческого контингента (как вопроса решенного – сам Полторак пообещал предоставить «зеленый коридор»!) возникло не на голом месте. Еще в июне этого года на саммите НАТО в Варшаве Анатол Шалару, ошалев, видимо, от присутствия многозвездных генералов альянса, сделал громкое заявление, в котором попросил вывести российских военных из Приднестровья. При этом он упирал на то, что миротворческая миссия на территории Молдавии находится незаконно и предложил ее трансформировать в «многонациональную гражданскую миссию». Попутно, и как бы невзначай, Шалару тут же предложил провести совместные учения НАТО на территории Молдавии.
Хитрован Шалару прекрасно понимает, какую замануху можно подкинуть новым партнерам – НАТО спит и видит, как бы расширить Румынию за счет Молдавии и Одесской области Украины. Эта стратегия оптимально вписывается в создаваемую США систему ЕвроПРО, но вот российский миротворческий контингент осуществлению этих планов очень мешает. И Молдавия, которая сейчас, согласно своей конституции, является нейтральным государством, не имеет право вступать в НАТО, пока на ее территории есть неразрешенные конфликтные ситуации.
Заручившись молчаливым согласием НАТО, без каких-либо, правда, полномочий, молдавский министр обороны быстро нашел себе компаньона по разработке стратегии вывода российских миротворцев из Приднестровья в лице украинского коллеги Степана Полторака. Того хлебом не корми – дай бяку москалям подсунуть. Полторак, правда, громких заявлений пока не сделал и ограничился лишь словами поддержки «стремлениям молдавского народа относительно выведения с территории своей страны российской военной базы». В ответ на молдавские инициативы по предоставлению морского пути «русского отступления» через порт Джурджулешть на Дунае и воздушного через аэродром в Маркулештах, украинский министр обороны предложил организовать «зеленый коридор» через свою территорию. Можно представить, какой гомерический хохот стоял в российском Генштабе, когда там узнали о подобных планах!
Вся эта бурная деятельность двух министров по большому счету ничего не стоит – присутствие Оперативной группы российских войск в Приднестровье уж точно не входит в их компетенцию. А вот интерес – понятен. Украинский Полторак рассчитывает выслужить лояльность своего президента и попутно поглядывает на российские склады с боеприпасами, которых так не хватает сейчас в зоне АТО. Склады хоть и старые, но мощные, ранее они предназначались для южного театра военных действий в Европе, а затем пополнились еще и вывезенными из Южной (Венгрия) и Западной (Германия) групп советских войск боеприпасами. Там есть чем поживиться!
Молдавский Шалару тоже строит свои коммерческие планы на склады (у него есть опыт продажи трех ЗРК С-125 «Нева», которые он «уступил» за 660 000 долларов украинскому бизнесмену). Есть и политический интерес – ярый румынист и сторонник вступления в НАТО, Шалару старается играть на руку прозападному кандидату в президенты своей страны Майи Санду, для которой «вывод российских войск» может стать козырем в заигрывании с избирателями.
В общем, эти парни (министры обороны) разошлись не на шутку. В соавторстве сочинили забойный сценарий для спектакля, который, правда, никто так и не увидит. Смотреть не на что!
Фото: Минобороны России