Уникальным механизмом назвал российский премьер ежегодные встречи с главой правительства Китайской Народной Республики. Нынешняя прошла в Санкт-Петербурге и стала 21-й по счету. Каким же конкретным содержанием на сей раз наполнили российско-китайские отношения Дмитрий Медведев и Ли Кэцян? О каких перспективных проектах в рамках всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия наших стран договорились?
Деловую часть переговоров высокопоставленные чиновники предварили воскресной встречей с прекрасным — они посетили Эрмитаж. За час успели обойти семь залов, что совсем неудивительно с таким-то экскурсоводом, как Михаил Пиотровский. Но уже в понедельник настал черед вопросов экономического, инвестиционного, социального и гуманитарного сотрудничества.
В частности, много внимания было уделено необходимости наращивать объемы торговли. По словам Медведева, обе страны будут предпринимать конкретные шаги для активизации этого процесса, хотя Китай и так по-прежнему остается для нас крупнейшим торговым партнером. Еще около десяти лет назад перед странами была поставлена задача выйти на рубеж 100 миллиардов долларов торгового оборота. Уже к 2014 году эта планка была практически достигнута, так что сейчас настало время назвать новые ориентиры – к 2020 году торговый оборот должен составить 200 миллиардов долларов.
Чрезвычайный и полномочный посол РФ в КНР Андрей Денисов объясняет произошедший спад следующим образом:
Однако, уточнил он, «физический объем товаров остался на прежнем уровне, а по ряду позиций и увеличился».
Сегодня особенно оптимистичными кажутся подвижки в сторону увеличения поставок в Китай российской сельскохозяйственной продукции. Причем не только зерна, но и готовых продуктов питания. К слову, президент Союза китайских предпринимателей в России Цай Гуйжу призналась в лоббировании наших интересов:
По ее словам, многие российские производители пищевых продуктов уже освоили китайский рынок, а года через полтора их там будет еще больше.
Для их большего удобства правительства обеих стран решили увеличить долю расчетов в рублях и юанях. Глава российского Кабмина в связи с этим заявил:
Только на словах заявление Медведева не осталось. В присутствии премьер-министра России и главы Госсовета КНР было подписано рамочное соглашение между Внешэкономбанком и Государственными банком развития Китая, который готов предоставить ВЭБу кредит в размере до 6 миллиардов юаней (это 57,1 миллиарда рублей) на срок до 15 лет. В сообщении финансовых учреждений в связи с этим сказано:
Если продолжать тему финансов и проектов, то стоит непременно упомянуть о том, что Российско-китайский инвестиционный фонд и китайская компания Tus-Holdings решили создать совместный Российско-китайский венчурный фонд (РКВФ). Его главная цель — развивать потенциал торгово-экономического сотрудничества стран. Генеральный содиректор РКИФ Кирилл Дмитриев в пояснил:
Целевой размер венчурного фонда установлен в размере до 100 миллионов долларов, но в случае необходимости он может быть увеличен. Фонд будет искать среди высокотехнологичных компаний и стартапов в России привлекательные в инвестиционном плане проекты и в дальнейшем развивать их на китайском рынке. Среди приоритетных направлений названы информационные технологии в финансовой сфере, big data, облачные технологии, биотехнологии, биомедицина, чистые источники энергии, новые материалы, умное производство (в том числе робототехника), передача данных.
Кстати, Tus-Holdings управляет крупнейшим университетским технопарком в мире TusPark в Пекине.
К высоким технологиям относится и задумка о совместном создании микросхем. Меморандум о взаимопонимании между Некоммерческим партнерством «ГЛОНАСС» и Китайской северной индустриальной корпорацией о создании российско-китайского чипсета также был заключен по итогам 21-й встречи глав правительств РФ и КНР.
Также Дмитрий Медведев и Ли Кэцян приняли заявление о развитии стратегического сотрудничества в области использования атомной энергетики. Взаимодействие это будет выражаться не только в строительстве новых АЭС в Китае, но и в развитии научно-технического взаимодействия в этой сфере.
Если китайцы будут учиться у нас высоким технологиям, то мы у них — предпринимательству. Россия очень заинтересована в развитии и поддержке малого и среднего бизнеса. Дмитрий Медведев высказался на сей счет предельно откровенно:
По мнению российского премьера, «оптимальные пропорции для современной рыночной экономики – это минимум 50% активного населения».
Особый акцент во время встречи главы правительств сделали на развитии Дальнего Востока и на участии в этом процессе китайских партнеров. С этой целью была даже создана еще одна специальная межправительственная комиссия – в дополнение к уже действующим четырем. Сам регион важен, по словам Медведева, тем, что здесь «перекрещиваются интересы целого ряда стран». Россия должна развивать его инфраструктуру, «потому как это большие территории, требующие больших инвестиций»,и в этом отношении трудно переоценить возможности китайских инвесторов.
Однако, чтобы владельцы юаней захотели вкладывать их в российский Дальний Восток, необходимы мощные стимулы. Поэтому ради укрепления взаимовыгодного сотрудничества был принят специальный закон о территориях опережающего развития, который дает инвесторам ряд весомых преимуществ. Законодательные усилия российской стороны потенциальные китайские инвесторы оценили по достоинству. По подсчетам Медведева, «общий объем законтрактованных инвестиций в настоящий момент в целом по Дальнему Востоку превышает триллион рублей, из этой суммы довольно значительная часть в настоящий момент приходится на инвесторов из Китайской Народной Республики».
Эту работу стороны будут продолжать и собираются активизировать. А вот в части создания зоны свободной торговли между нашими странами, считает российский глава правительства, коней гнать не стоит:
Зато китайская сторона, похоже, вполне готова форсировать этот вопрос. Не чураясь при этом небольшого шантажа. Так, сразу после традиционной встречи глав правительств РФ и КНР китайский посол на Украине Вэй Ду предложил «Незалежной» создать зону свободной торговли в двустороннем формате. Украинские политики пришли в восторг от предложения «двоюродных братьев-китайцев», но это, естественно, их проблемы.
К слову, во многих других вопросах китайские партнеры проявляют удивительную медлительность. Вступая в очередной переговорный процесс с Поднебесной, предупреждают эксперты, всегда стоит помнить, что Китай никогда не торопится, ощущая за собой и перед собой тысячелетнюю историю и прекрасно зная, что «плод созреет и сам упадет в руки».
Опытный переводчик Виктор Хао подчеркивает:
Именно поэтому, наверное, большая часть из 23 соглашений, подписанных по итогам встречи Медведева и Кэцяна, – не более чем меморандумы. Не факт также, что все 66 проектов, которые обсуждались на межправкомиссии по инвестициям, будут непременно реализованы, особенно с учетом того, что в Китае собственных экономических проблем хватает.
Но все эти трудности и различия — не повод для сворачивания переговоров. Главный тренд задан: Россия и Китай заинтересованы друг в друге и готовы к поиску компромиссов, а также к долгому и плодотворному сотрудничеству. Как говорят в Китае: «перспективы светлые, но путь извилистый». Значит, придется идти такой дорогой.
Фото Reuters