Статьи

Так говорил Трамп: как изменится после выборов позиция США по ряду острых мировых проблем

Выигравший президентские выборы в США республиканец Дональд Трамп отметился во время избирательной кампании многочисленными нетривиальными, а порой и сенсационными внешнеполитическими высказываниями. Вместе с экспертами RT разбирался в том, как новый глава Белого дома поведёт себя на международной арене и стоит ли ожидать резких изменений в позиции Штатов по таким острым вопросам, как отношения с Россией и Китаем, политика НАТО в мире и борьба с терроризмом.

Россия: новый альянс или продолжение противостояния?

«Я рассчитываю, что у нас будут очень, очень хорошие отношения с Путиным, Россией… Я думаю, что я могу с ним поладить», — пообещал республиканец в ходе предвыборных дебатов. Он выдвинул идею перезагрузки отношений с Москвой и даже не исключил, что, став президентом, признает Крым частью Российской Федерации.

«Дональд Трамп выразил желание встретиться с Владимиром Путиным, но в самой Республиканской партии сейчас преобладают крайне негативные настроения в отношении России — куда более жёсткие, чем у администрации Барака Обамы и Хиллари Клинтон, — подчеркнул в интервью RT научный руководитель Института США и Канады РАН Сергей Рогов. — Да, возможно, на первых порах накал антироссийской кампании снизится и будет предпринята попытка наладить нормальный диалог, но в какой степени это желание Трампа будет поддержано его собственной администрацией — очень большой вопрос».

«Мы пока не знаем состава администрации Трампа: кто у него будет госсекретарём, министром обороны, советником по национальной безопасности. В Америке важную роль играет свита президента, а при Трампе окружение, возможно, будет играть ещё большую роль, чем обычно, учитывая его неопытность в сфере внешней политики», отмечает в беседе с RT руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павел Подлесный. «Никуда не денутся и те проблемы, которые и подкосили наши отношения, — разногласия по ПРО, по Украине, в вопросе расширения НАТО. Нужно также учитывать, что в Америке во внешней политике не меньшую роль, чем президент, играет Конгресс, и у него очень большие рычаги влияния на администрацию. Президент в США важная фигура, но не всесильная. При этом в личном плане для российского президента Трамп, безусловно, будет более комфортным партнёром по диалогу, чем Хиллари Клинтон,» предполагает Подлесный.

В Европе и в Германии в частности рассчитывают, что Трамп последует своему обещанию строить хорошие отношения с Россией, сказала RT депутат Европарламента от партии «Альтернатива для Германии» Беатрис фон Шторх.

«Наша партия опасалась негативных последствий для международной стабильности после прихода в Белый дом Хиллари Клинтон, ведь она заявляла о готовности дать самый жёсткий ответ «экспансионизму русских», а это не в наших интересах. Пока что Трамп посылал России весьма позитивные сигналы, и это вселяет в нас большие надежды».

НАТО и отношения с Европой

В ходе предвыборной кампании Трамп заявлял, что «Америке не по карману ведущая роль в НАТО и пора сокращать расходы на поддержку союзников, в том числе Украины».

«Наши союзники обязаны взять на себя справедливую долю финансовых, политических и социальных издержек, которых требует наша гигантская система безопасности… В НАТО только 4 из 28 его членов, помимо Америки, тратят на оборону минимум 2% своего ВВП, как этого требует Североатлантический договор», — подчёркивал республиканец.

Кроме того, он неоднократно высказывался против планируемого заключения соглашения о свободной торговле между США и ЕС — Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (ТТИП).

«Трамп призывает трезво взглянуть на интересы США и действовать соответственно. Далеко не всегда эти интересы означают, что нужно тратить деньги на поддержку союзников по НАТО, — отметил Павел Подлесный. — Он ратует не за возврат к изоляционизму, а за уменьшение вмешательства Америки там, куда не стоит вмешиваться, и хочет уделять больше внимания тому, что он считает главным. Трамп собирается тряхнуть союзников, и не только по НАТО, но и Японию, и Южную Корею, чтобы они выделяли по 2% своего ВВП на военные расходы. Что из этого получится, неизвестно: Вашингтон поднимал этот вопрос последние 15 лет, но ситуация не изменилась. Трамп не в восторге от проекта Трансатлантического партнёрства, но каковы будут его реальные действия в этом вопросе, неизвестно».

Выбор американского народа может стать мощным сигналом для всего мира – аналогичные тенденции уже можно наблюдать в самых разных странах, заметила немецкий евродепутат Беатрис фон Штрох.

«Люди в Германии, члены нашей партии выступают за свободу торговли, но они очень скептически настроены к перспективе заключения соглашения о Трансатлантическом партнёрстве. Политики заключают непопулярные соглашения и потом пытаются их силой протащить через парламенты, не спрашивая мнения народа, не принимая во внимание, что люди хотят другого. Если бы в Европе поставили вопрос о (ТТИП) на всенародное голосование, подавляющее большинство населения проголосовало бы против».

Отношения с Китаем

С самого начала своей предвыборной кампании Трамп подвергал КНР критике, характеризуя эту страну как одного из основных соперников США, в особенности в сфере экономики. Миллиардер заявлял о намерении «расширить американское военное присутствие в Южно-Китайском море в качестве фактора сдерживания территориальных притязаний Китая». Кроме того, он пообещал ужесточить меры по защите американской интеллектуальной собственности и противостоять попыткам Пекина расширить экспорт за счёт субсидий.

«Проект президентского указа, провозглашающего Китай валютным манипулятором, уже готов, он уже прошёл все этапы, включая слушания в Конгрессе, его остаётся только подписать, а это означает, в принципе, переход глобального противостояния КНР и США в прямое столкновение, потому что все валютные и девальвационные войны всегда приводили к «горячим» войнам, — отметил в беседе с RT политолог Леонид Крутаков. — При этом надо понимать, что заявления Трампа-кандидата — это одно, а действия Трампа-президента — немного другое, потому что, уверен, он не знает всех обязательств, которые существуют у США, и их объёмов, а также всех подводных течений. Но то, что при Трампе внешняя политика Вашингтона не станет мягче, очевидно, потому что он пришёл к власти как патриот и действовать будет жёстко, исходя из своих представлений об интересах США, а не интересах Китая или России».

«Понятно, что Трамп так или иначе будет воевать с китайской продукцией, потому что он не сможет поднять американскую промышленность, не наступив на интересы китайских производителей, — поделился своим мнением с RT доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. — Думаю, он реализует своё предвыборное обещание вывести заводы Apple из Китая. По той простой причине, что, выбирая между американским рабочим и китайским рабочим, Трамп будет отстаивать интересы американского рабочего».

Ближний Восток и борьба с терроризмом

Избранный президент США резко критиковал ошибки администрации Барака Обамы, допущенные во время «арабской весны». Трамп обещал «разбомбить в пыль» нефтяные объекты, которые используют экстремисты в Сирии, Ираке и Ливии. По его словам, для того чтобы нанести поражение «Исламскому государству»*, потребуется направить на Ближний Восток 30-тысячный американский контингент. Помимо этого, Трамп намеревается «реструктурировать» подписанное в минувшем году соглашение по иранской ядерной программе, позволившее снизить напряжённость в Персидском заливе и снять санкции с Тегерана. Республиканец также обещал перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим и безоговорочно поддерживать Израиль.

На Ближнем Востоке Трампу предоставляется полная свобода действий, так как у милиардера нет таких обязательств в регионе, как у Хилари Клинтон, полагает Кирилл Коктыш.

«Так что он вполне может действовать примерно так, как обещал: если «Исламское государство» представляет проблему, то с ним нужно сражаться, и если Россия сражается с ИГ, то её за это можно только благодарить. Трамп заинтересован в том, чтобы решать проблемы, а не умножать хаос. Нужно понимать, что он представляет интересы в первую очередь реальной экономики, а не финансового капитала. А это совершенно разные заинтересованности и достаточно высокий антагонизм. То есть финансовый капитал в первую очередь ставил, естественно, на Ближний Восток, в том числе на дестабилизацию региона. Ближний Восток не перестанет быть зоной интересов США, но эти интересы будут переосмыслены, и конструктивный разговор об этой реконфигурации вполне может состояться», считает политолог.

«Если Трампу удастся достичь какого-то сближения с Россией, то есть вероятность, что будет достигнута некая договорённость относительно Ливии, — сказал в интервью RT Arabic бывший премьер-министр Переходного национального совета Ливии Махмуд Джабриль. — Есть три узла напряжённости в том, что касается взаимодействия Дональда Трампа со странами Ближнего Востока, или арабского мира, и, в частности, исламского мира. Первый очаг напряжённости — это вопрос об Иерусалиме. Второй — иранский вопрос. Я думаю, что Трамп выберет новый подход в отношениях с Ираном. Это даст странам Персидского залива стимул развивать сотрудничество с США».

Латинская Америка

В ходе предвыборной кампании Дональд Трамп призывал к возведению стены на границе с Мексикой протяжённостью около 1,6 тыс. км для обеспечения безопасности США, причём, по его мнению, профинансировать это строительство должен южный сосед. Республиканец также заявлял о намерении пересмотреть Североамериканское соглашение о свободной торговле, благодаря которому, как он утверждал, Мексика «получает огромный торговый профицит», и соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве (ТРР).

«Трампу нужны латиноамериканские рынки. Собственно говоря, он не сможет возродить американскую промышленность, если не обеспечит её выход на латиноамериканские рынки, — считает Кирилл Коктыш. — Поэтому, думаю, и стена, и многие другие вещи могут стать базовыми переговорными концептами. Трампу нужно, с одной стороны, продемонстрировать обещанную жёсткость, а с другой — получить необходимые уступки от латиноамериканских стран. Поэтому здесь пойдёт политический торг».

Главный редактор журнала «Латинская Америка» Владимир Травкин предполагает, что часть обещанных Трампом мер по ограничению притока нелегальной иммиграции через Мексику будет реализована.

«Какие-то ограничения будут введены, но не думаю, что он будет делать точь-в-точь то, что излагал в своих предвыборных речах. Нужно помнить, что США включают огромную территорию — почти половину той Мексики, которая существовала в XIX веке, и эти территории были получены вместе с населением. Американцы захватили эти территории, не изгнав население, так что в США значительное число коренных «латинос». Потом началась трудовая иммиграция, и она не всегда была легальной, поэтому это очень сложный вопрос. Эти люди играют большую роль в экономике США, и определённая часть бизнеса использует их труд, потому что он дешевле, чем труд белых американцев европейского происхождения», пояснил свою позицию главред.

 

Андрей Лощилин, Владимир Смирнов

* «Исламское государство» (ИГ) — террористическая организация, запрещённая на территории РФ.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.