Глава МИД Канады Стефан Дион выступил с призывом ко всем странам, участвующим в санкциях против России, сохранить их навсегда — или, в его изложении, «пока Россия не изменит своей позиции по Украине и Сирии, где она ведёт себя крайне проблематично. Канада настаивает, чтобы санкции по Украине сохранялись в полном объёме».
Накануне, напомним, с аналогичным призывом к президенту США Д. Трампу (быть твёрдым и не смягчать позицию в отношении России) выступила министр обороны Федеративной республики Германия Урсула фон дер Ляйен.
Эти совершенно предсказуемые выступления почему-то вызвали волну эйфории у одних и разочарование у других. Многие наши современники, повинуясь бескомпромиссной аналитике вконтакта и фейсбука, ожидали, что весь западный мир немедленно после 8 ноября переобуется в воздухе и начнёт повторять «путин нормальный парень, с ним можно договориться».
В действительности, разумеется, всё не так. Необходимо помнить, что текущие элиты всего евроатлантического блока сегодня — это элиты «старого истеблишмента». Того самого, что проиграл сражения при Брексите и голландском референдуме, только что был сильно разгромлен в битве при Трампе — но всё ещё надеется задавить отчетливый бунт избирателей против себя усидчивостью, сплочённостью и системным подходом.
Одним из условий существования сложившейся в 1990-е — нулевые наднациональной западной элиты является продолжение финансирования и развития всех общих доходных институтов, включая НАТО. Поэтому вся чиновная элита блока будет до последнего категорически настаивать (вместе с руководством Пентагона и другими заинтересованными лицами) на его полезности и необходимости. А значит — на существовании русской угрозы и необходимости вкачивать деньги и усилия в противостояние ей. В Республиканской партии, которая весьма вяло поддержала кандидата Трампа на выборах, у этого подхода тоже масса сторонников — и они все вместе надеются заранее сцементировать свои ряды. Так, чтобы к моменту инаугурации президент Трамп уже ничем не отличался во внешней политике от президента Клинтон или всех прочих предшественников.
Иными словами — понимая определённую «непредсказуемость» нового американского президента, наднациональная чиновная элита Запада предпринимает все усилия к тому, чтобы эту непредсказуемость свести к минимуму.
А это значит, что здесь, как в любой торговле, надо начинать с максимального задирания условий — чтобы итоговый компромисс устраивал.
Это нормально.
В этом смысле интересно сегодняшнее интервью Дональда Трампа изданию Wall Street Journal, в котором он заявил позицию по Сирии:
— Поддерживать анти-асадовских боевиков он, вслед за Обамой, не намерен;
— Свержение Башара Асада он, Трамп, приоритетом не считает;
— Главное — уничтожить ТОЗР «Исламское государство».
«Вы воюете с Сирией, Сирия воюет с ИГ, и вы собираетесь покончить с ИГ? Россия сейчас за Сирию, Иран за Сирию… А мы помогаем мятежникам бороться с Сирией, понятия не имея, что это за люди. Если мы сейчас начнём воевать с Сирией, мы закончим войной с Россией и Ираном». — высказался Трамп.
Он добавил, что получил «прекрасное письмо от Путина» и в ближайшее время переговорит.
…Как легко заметить, эти две позиции взаимно исключают друг друга. Поэтому в ближайшие недели и месяцы мы будем наблюдать сцены не просто торга, но своего рода «холодной войны» между Трампом и тем самым международным истеблишментом из «богатых и заслуженных», против которых восстал избиратель Трампа и без которого Трампу будет крайне сложно управлять.