Это удивительная история, к сожалению, менее известна, чем она того заслуживает.
В 1970 году капитану ВМФ США Джеймсу Фрэнсису Брэдли, директору по подводным военным действиям в Офисе Флотской Разведки в Вашингтоне, пришла в голову следующая мысль:
В городе Вилючинске на Камчатке находится советская база подводных лодок.
Штаб Тихоокеанского флота ВМФ СССР же находится во Владивостоке.
Между ними должна быть какая-то связь. Скорее всего, это кабель, идущий по дну Охотского моря. Если бы разговоры, идущие по этому кабелю, можно было прослушивать, США бы получили бесценную информацию про советский ВМФ.
Брэдли вспомнил, что в детстве он ездил на пароходе по Миссисипи и видел предупреждающие знаки «Не швартоваться: кабель». Он подумал, что на берегу Охотского моря тоже должен стоять такой знак, и по этому знаку можно узнать местоположение советского кабеля.
Хотя Охотское море было окружено территорией СССР со всех сторон кроме японского Хоккайдо, оно юридически не являлось советскими территориальными водами. Но искать кабель нужно было близко к берегу, для чего нужно было незаконно зайти в советские территориальные воды. Поэтому разрешение для этой операции Брэдли искал и получил в высших кругах.
В октябре 1971 года в Охотское море пошла подводная лодка USS Halibut. На подводной лодке был выступ якобы с глубоководным аппаратом спасения подводников из тонущих подводных лодок; на самом деле, это была камера декомпрессии для ныряльщиков.
У большинства моряков не было достаточного допуска, чтобы узнать об истинной цели похода; прикрытием было то, что лодка соберет обломки советской противокорабельной крылатой ракеты. Это она тоже сделала; ракету потом воссоздали, и американцы разработали контрмеры против нее.
Лодка шла вдоль побережья Охотского моря больше недели, избегая возможного обнаружения, но подводники, наконец, увидели знак «Не швартоваться» на северном берегу моря. Видеозонд указал на кабель, и подводная лодка пошла вдоль него. За 40 миль от берега, далеко от советских территориальных вод, она остановилась.
Дыша смесью из кислорода и гелия, ныряльщики установили на кабеле прослушивающее устройство. С удивлением подводники обнаружили, что линия не шифруется!
Было решено поставить на линии постоянно работающее записываюшее устройство. Это устройство разработала компания Bell Labs. В разных книжках приводятся слегка разные цифры, но оно весило около 6 тонн, было около 1 метра в диаметре и длиной около 6 метров. Его источник энергии был атомный (т.е. надо полагать, радиоизотопный, как на космических зондах). Американские подводные лодки стали раз раз в несколько месяцев заходить в Охотское море, брать записанные ленты и устанавливать новые. В октябре 1972 года USS Halibut сменила более современная подводная лодка USS Seawolf. Операции было присвоено кодовое название «Вьюнок» (Ivy Bells).
В 1979 году такое же подслушивающее устройство было установлено в Баренцевом море на линии Северодвинск-Мурманск подводной лодкой USS Parche.
В январе 1980 года бывший аналитик АНБ США Рональд Пелтон, залезший в долги, явился в советское посольство в Вашингтоне, и предложил продать известные ему секреты. Посольство согласилось; Пелтон так и поступил, и получил 35 тысяч долларов. В частности, он рассказал про прослушивающие устройства в Охотском и Баренцевом море. Перед тем, как явиться, Пелтон позвонил; ФБР записало телефонный звонок, но не смогла вычислить его по голосу.
В августе 1981 года американские спутники заметили над местом в Охотском море, где был оставлено подслушивающее устройство, скопление советских кораблей. Пришедшая на это место подводная лодка обнаружила, что устройство исчезло. Один флотский чин заподозрил существование шпиона, но никаких доказательств у него не было.
На одной детали одного из подслушивающих устройств красовалось клеймо «Государственная собственность США».
В августе 1985 года полковник КГБ Виталий Юрченко, который встречался с Пелтоном в Вашингтоне, зашел в американское посольство в Риме и заявил, что хочет перебежать на Запад. На допросе он упомянул рыжебородого аналитика АНБ, который рассказал про подслушивание.
ФБР составило список всех рыжебородых агентов АНБ, знавших про подслушивание, и по голосу опознало Пелтона. Когда агенты ФБР проиграли ему запись разговора, Пелтон сознался. Пелтона судили за шпионаж, и приговорили к трем пожизненным заключениям (не спрашивайте меня, как такое может быть).
В ноябре 1985 года Юрченко сбежал из ресторана, где обедал с сотрудниками ЦРУ, зашел в советское посольство в Вашингтоне, и вернулся в СССР, после чего стал утверждать, что ЦРУ его похитило и напичкало психотропными препаратами. Действительно ли Юрченко был похищен, или же он сначала добровольно перебежал на Запад, а потом передумал, или же ложный перебег был спецоперацией КГБ — неизвестно. Известно, что он не подвергался судебному преследованию, и в 1999 году жил в Москве пенсионером.
Источник: главным образом книжка Sherry Sontag, Christopher Drew, Annette Lawrence Drew, Blind Man’s Bluff: The Untold Story of American Submarine Espionage.