За более чем сутки после задержания Улюкаева через СМИ, прежде всего прозападные — Коммерс, Новая, Ведомости — было вброшено много дезы под видом «сообщений от осведомленного источника». Вместе с выступлениями Шохина и Чубайса это должно было, видимо, стать информационной защитой Улюкаева, но получилось слабовато.
Между тем, процесс над Улюкаевым связан не только с коррупцией в верхах, сколько затрагивает именно политический расклад и даёт сигнал к большей суверенизации экономики страны от долларовой системы. Фактически речь идёт об избавлении властной вертикали от недобитых иноагентов 90-х как начало перехода к новым инструментам управления страны.
Непосредственно по делу Улюкаева из официальных данных известно пока немногое — деньги брал, пальчики испачкал, вины не признает, готов к сотрудничеству, отправлен на 2 месяца под домашний арест, отправлен в отставку в связи с утратой доверия, дело только начинается, судья спец по Навальным, будут новые фигуранты… Сторонники Улюкаева упирают на то, что абсурдно само утверждение, что он мог шантажировать Сечина, друга Путина. Однако навязываемая ими схема власти умалчивает то, что помимо команды Путина во власти оставались все нулевые и представители условно гайдаровской команды — те, кто сдавали Западу сначала СССР, а затем РФ по кусочкам за печеньки. Так что вполне вероятно, что Улюкаев, как один из них, вполне мог заставить поделиться «дивидендами» от сделки представителя команды Путина.
Другое дело, что на посту министра экономразвития Улюкаев, в отличие от того же Гайдара, не мог позволить себе большего в попытке нажиться за государственный счёт. После прихода Путина стратегически иноагенты 90-х стали подчинены государственным интересам: тот же Улюкаев на переговорах по газу с ЕС и Украиной не отступил ни на шаг от президентской линии, да и в целом был лоялен Кремлю. И здесь уже не срабатывает караул-патриотическая логика Федорова, что, мол, Путин связан по рукам и ногам агентами Госдепа и нужно выходить на улицу с плакатиками, будто ими можно помочь выиграть Большую игру.
В 2000-е оставшиеся во власти иноагенты, повторюсь, были в целом подчинены государственным интересам: либо смещены на незначительные должности (Чубайс — Роснано, Кудрин — главный бухгалтер страны, затем в опале, сейчас эксперт), либо использованы в узко профессиональном качестве (Греф — Сбербанк), либо даже перевоспитаны (Кириенко — Росатом, АП), либо научены исполнять негласные указания Путина (Набиуллина — ЦБ), либо напрямую проводят его политику, используя то, чему их учили на Западе, в интересах страны в условиях глобального доминирования либерализма (Дворкович, Улюкаев, Шувалов). В любом случае смысл в том, что все эти сислибы были использованы Путиным до поры до времени как инструменты, необходимые для работы по правилам в мировой экономике, которые были сложен.
Да, они на своих постах по мере возможностей и согласно готовности рисковать пытались саботировать работу государства, порой даже вредили — и уж совершенно точно все как один по давней привычке воровали из бюджета. Но, во-первых, уровень этого воровства по сравнению с их апетитами в 90-х совершенно не сопоставим (сравним, скажем прибыль Чубайса в Роснано миллиард рублей в год с его прибылями от приватизации, или махинации вокруг Башнефти с разделом продукции Сахалин-1), а во-вторых, повторюсь, стратегически они вынуждены были действовать согласно указаниям Путина, потому что прекрасно знали, что на каждого из них есть готовая папочка.
Таким образом, как не хотят признавать этого многие государственники, но именно при либеральной команде гайдаровской школы в экономическом блоке и используя их навыки в существующем мировом порядке, Владимиру Путину удалось за 2000-е годы фактически 1) повысить уровень жизни людей, наполнив бюджет федеральный и кредитуя бюджеты региональные; 2) возродить армию, сделав её современной и качественно новой; 3) создать финансовый запас прочности в виде резервных фондов, которые реально выручили страну в 2008-м году, не позволив совершить фальстарт в столкновении с Западом; 4) начать восстановление промышленности, запустив развитие целых отраслей (сельское хозяйство, атом, оборонка, космос, машиностроение, строительство); 5) установить качественно иное отношение государственных интересов и частных, когда крупный капитал не управляет государством, а, как минимум, сотрудничает с ним в общих интересах; и многое другое по мелочи.
В то же время совершенно очевидно, что доминировавшая в мире система и работавшие по её правилам сислибы тормозили развитие страны — тот же Улюкаев в минэкономразвитии буквально свёл к минимуму идею ОЭЗ как точек роста (удачные примеры Алабуги и в Липецке на фоне многомиллиардных трат, не давших ощутимые результаты). А вместе они под шумок кризиса и санкций Запада максимально саботировали достижение целей, установленных в майских указах Путина. Однако — и это тоже нельзя не признать — выдержанный санкционный удар по российской экономике, удержание её от обрушения при разрыве с западной банковской системой — это сделано тоже при тех же сислибах, хотя и под жёстким и чётким руководством Владимира Путина и его команды-администрации. В оценке этих событий и достижений важно не впадать в радикализм и не видеть либо только вред сислибов, либо, наоборот, их заслугу. Экономическую политику в России определяет Путин, но с учётом существующих в мире реалий и теми инструментами, которые актуальны в современной экономике.
Однако подошло время в Большой игре, когда их услуги России не нужны и даже мешают, когда должно состояться полное очищение экономического блока от иноагентов 90-х, пытающихся влиять на государственные решения. Мне виделось, что это произойдёт в 2012-м году, после «возвращения» Путина и началу откровенного разворота от Запада. Но, видимо, было принято решение оттянуть час Икс и продолжить эволюционное движение, без инициации резких разрывов. В 2014-м Запад, не выдержав скрытой борьбы и чувствуя потерю гегемонии, сбросил на Украине все фигуры с доски и сам того не желая ускорил процесс трансформации мира в многополярный и дезападнизации России. Но и тогда Москва решила в ответ не обострять, продолжая поступательное движение: заморозка на Донбассе и военная операция в Сирии призваны были сосредоточить силы России на одном направлении для плавного выдавления империи США как гегемона из ключевого региона. Внутренняя политика Кремля при этом оставалась сдержанно спокойной — была увеличен только градус военного патриотизма в информационной сфере.
При этом не исключено, что вслед за арестом Улюкаева не последует молниеносной и масштабной кампании по нейтрализации сислибов, которая завершится долгожданным арестом Чубайса (последнее вообще маловероятно). Собственно, Путин вообще не любит кампанейщины и резких движений. Процесс может растянуться на 2017-й и до 2020 года, однако в целом тренд будет именно такой. И дело отнюдь не в том, что в США избрали якобы антиглобалиста Трампа, хотя его фигура действительно вызывает чувство «зрады» у прозападной элиты во всех странах мира, всё намного сложнее — западный мир действительно погряз в системных противоречиях и ошибках, а спекулятивная долларовая система уже не обеспечивает высокий достаток (как ни рисуй финансовые отчёты) миллионам причастных за счёт остальных жителей планеты, что и стало причиной недовольства, которое отчасти вылилось и в правый крен в Европе, и в Брекзит, и в скандальные выборы в США. Однако российское руководство готовилось к этому давно, и нынешние проблемы Запада — только удобный проект для реализации внутренних процессов. Завершения суверенизации в экономической сфере. В чём она заключается, отдельный вопрос и момент, но вкратце: в построении более справедливой системы распределения, подчинении спекулятивного капитала интересам государства, научном и промышленном развитии за счёт внутренних источников, укреплении статуса рубля, интеграции на постсоветском пространстве, установлении равных прав международной торговли, формировании реальной цены на энергоносители и другие товары.
Повторюсь, дело Улюкаева отнюдь не обязательно приведёт к тому, что завтра в правительстве поменяют условно кудринцев на условно глазьевцев, а российская экономика вмиг преобразится в лучшую сторону. Однако велика вероятность того, что оно потянет за собой ряд увольнений и ключевых изменений, подчас незаметных широкой аудитории в отличие, к примеру, от побега Чубайса в Лондон, которые по сути заменят монетарный и примитивно либеральный подход созидательной экономической госполитикой. И главное — это уже будет заключительным этапом обретения полного суверенитета России и окончательной трансформации мира в многополярной.
Ну что, началось, Владимир Владимирович, а?
Фото LiveJournal