Судя по объему публикаций в западных СМИ, успехи нашего сельского хозяйства не на шутку взволновали ЕС и Европу, хотя в основном преобладают негативные оценки. «Российская пшеница разочаровывает, несмотря на высокий урожай», — пишет британский портал аграрных новостей Agrimoney.com. «Качество российской пшеницы в этом сезоне под вопросом», — добавляет частная аналитическая компания Stratfor, которую называют «теневым ЦРУ».
На первый взгляд, итог кампании 2016 года и впрямь не однозначный. С одной стороны, вроде бы получен самый высокий в постсоветской истории урожай пшеницы — 72 млн. тонн. С другой, — в нём, как никогда, велика доля фуражного зерна. Складывается впечатление, что аграрии «гнались за валом в ущерб качеству».
Однако есть еще один важный момент. Подобная ситуация не только в России. Более того, наша страна находится в наиболее выгодной позиции по сравнению с конкурентами.
Во-первых, изменение климата начинает сказываться на традиционных зерновых лидерах, причем далеко не в благоприятную для них сторону. Так, из-за летних дождей сильнее всего пострадала Франция, потеряв значительную часть урожая. Чуть лучше с объемом и качеством собранного зерна в Германии, но тоже значительно хуже, чем в прошлом году. Stratfor вынужден констатировать похожие проблемы с новым урожаем и за океаном: в США и в Канаде, где многие партии североамериканского зерна приходится маркировать как фураж.
Во-вторых, низкие мировые цены на зерно серьезно тормозят экспорт американской пшеницы. Особенно это видно на фоне укрепления доллара, что не обещает ничего хорошего фермерам. В частности, на 8-й неделе стартовавшего в июне 2016/2017 сельскохозяйственного года они «с горечью и с болью» узнали, что в их подбрюшье — Мексике — появилась российская пшеница. Как пишет агентство Reuters, «русские могут рассчитывать на треть этого рынка».
В-третьих, не по сезону теплая погода в США значительно дольше задерживает КРС на американских пастбищах. Скотоводы предпочитают держать свои стада на подножном корме, объясняя это более высоким качеством мяса. «Если зеленеет сочная трава, то лучше давать животным эту еду», — говорит фермер Барбара Кукслей из штата Небраска. Между тем, обычно уже в октябре бычки и коровы переходили на фуражное зерно. И эта ситуация в той или иной мере повторяется уже четвертый год.
В-четвертых, непогода задерживает сбор урожая пшеницы в Австралии — это «номер четыре» в мире по экспорту зерна, которое идет, прежде всего, в Индию и Индонезию. Еще недавно экспортеры из страны кенгуру рассчитывали на рекордный урожай. Однако ливни на востоке и морозы на западе ставят жирный крест на этих планах. «Хлеборобы … с тревогой смотрят в небо и молятся о сухой погоде» — говорит Питер Макмикин, менеджер зернотрейдера Nidera Australia. Не добавляет оптимизма и качество местной пшеницы, уродившейся в массе своей низкосортной — с 10,5 и 11,5% протеина, которую южнокорейские мукомолы с большим неудовольствием покупают по заранее согласованной цене по $ 228/т FOB.
Неслучайно в Индонезии — в традиционном потребителе пшеницы зеленого континента — пересмотрены стандарты качества ввозимого зерна с тем, чтобы можно было импортировать его из России. Департамент сельского хозяйства США (USDA) подтвердил, что, наряду с Джакартой, сотрудничество с РФ по этим вопросам также начали Мали, Мальта и Мьянма. USDA ожидает, что в сезоне 2016/2017 Россия продаст за границей порядка 30 млн. тонн пшеницы, что позволит ей опередить ЕС на 3 млн. тонн и стать экспортером «номер один в мире». В этой связи американцы пишут, что официальные сводки ФТС (Федеральной таможенной службы — ред.) России не соответствуют значительно более высоким данным из портов и государственных служб контроля зерна стран-импортеров.
И в самом деле, за 9 месяцев 2016 года российские морские порты обработали 594,2 млн. тонн грузов, что на 5,7%, больше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, до 199,7 млн. тонн (+3.3%) увеличился суммарный грузооборот Азово-Черноморских портов, в том числе до 86,6 млн. тонн сухих грузов (+7.0%). Больше всего нарастили перевалку сухих грузов порты с зерновыми терминалами: Керчь — 7,9 млн. тонн (+28.9%), Ростов-на-Дону — 10,9 млн. (+16.4%), Темрюк — 2,4 млн. (+15.0%), Тамань — 10,8 млн. (+11.5%), Ейск — 3,4 млн. (+10.2%), Новороссийский порт — 107,6 млн. тонн грузов (+2.2%).
Одновременно дорожает российское зерно. Так, за прошлую неделю в порту Новороссийска пшеница с 12,5% протеина с доставкой на ноябрь-декабрь прибавила еще $ 2 и поднялась до $ 180−182/т FOB. Также зафиксирован значительный прирост экспортной цены до $ 175−177/т FOB на пшеницу с 11,5% протеина. Как считает «Украгроконсалт», это вызвано укреплением спроса со стороны импортеров.
Симптоматично, что суммарный экспортный потенциал пшеницы бывших союзных республик — России, Украины и Казахстана, превышает 70 млн. тонн, что составляет существенную долю мирового объема экспорта зерна № 1, оцениваемого в 171 млн. т. Об этом пишут аналитики Food and Agriculture Organization of the United Nation — продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Таким образом, союз хлеборобов и экспортеров наших стран вполне мог бы стать «зерновой ОПЕК», что, в конечном счете, самым отрицательным образом сказалось бы на сельском хозяйстве Соединенных Штатов.
Однако в этом сельхозгоду украинский экспорт окажется на 7 млн. тонн меньше своего потенциала, прежде всего, из-за нехватки железнодорожных вагонов, которые до 2014 года арендовались в России. Владимир Клименко, глава украинского зернового Союза трейдеров, заявил, что сейчас используется железнодорожная техника 1993 года постройки, изношенная на 95%. Нужно в сутки, как минимум, 3700 вагонов, но в наличии только 2200.
Еще хуже в «незалежной» с доставкой пшеницы в порты автотранспортом по причине ужасного состояния дорог. Правительство Владимира Гройсмана вынуждено запретить на территории страны деятельность автомобильного транспорта с грузом свыше 20 тонн, хотя зерновозы оправдывают себя только при транспортировке 40 тонн зерна.
Одновременно уменьшились возможности и российских зернотрейдеров по причине разрыва транспортных коммуникаций и запрета на перевалку в украинских портах. Потенциал потерь экспорта РФ оценивается в 10 млн. тонн. Такую цифру привела Елизавета Малышко, ведущий эксперт зернового рынка «Украгроконсалт». «В настоящее время в России реализуются проекты по расширению существующих портовых мощностей, ведется строительство новых, но эти объекты вступят в игру позже, не в этом сезоне», — констатирует эксперт.
Что касается Казахстана, то там хлеборобы испытывают еще большие трудности с реализацией зерна за границу. Экспорт сдерживает перегруженная российская и изношенная украинская логистика.
Таким образом, украинцы и россияне в результате организованного Госдепом и ЦРУ Майдана «потеряли» 17 млн. тонн потенциального экспорта, и еще порядка 8 млн. тонн не смогут продать казахи. В общей сложности — примерно 25 млн. тонн в год. Для сведения: в прошлом сельхозгоду суммарный экспорт пшеницы США и Канады составил 42,3 млн. тонн. Если называть вещи своими именами, Майдан спас аграриев Америки и Канады от банкротства, но рано или поздно разорит агрокомплекс «незалежной»
Фото ТАСС