Статьи

Stratfor: Россия «заморозит» конфликты, если Запад не будет вмешиваться

Россия могла бы пойти на тактические уступки Западу и минимизировать тлеющие конфликты в бывших советских республиках, чтобы ослабить свою политическую и экономическую изоляцию, считают аналитики Stratfor. Однако для этого и Запад должен перестать вмешиваться в зону ее интересов. В противном случае ее политика в отношении отделившихся территорий (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия) останется прежней.

После распада Советского Союза в 1991 году пророссийские территории, отколовшиеся от СССР, вписались в евразийский политический ландшафт. Феномен отделившихся государств впервые дал о себе знать еще во времена правления Михаила Горбачева, который уменьшил контроль над территориями из центра, утверждает американская аналитическая компания Stratfor. В частности, это относится к территориям, на которых сосредоточены этнические и культурные меньшинства: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах. По мере ослабления контроля и авторитета Москвы над советскими республиками конфликт усугублялся, в результате эти регионы фактически сформировали новые государства вне сферы контроля бывших советских республик.

Stratfor отмечает сложную роль Москвы в этих конфликтах. Проще говоря, поддерживая отделившиеся территории, Кремль укреплял свой контроль над частями бывшего советского пространства и превращал их в свои активы. Военное присутствие России, в свою очередь, позволяло ей оперативно реагировать на различные события в регионах. Так, в 2008 году, приводят пример аналитики Stratfor, Россия использовала Абхазию и Южную Осетию, чтобы вторгнуться в Грузию и продемонстрировать нежелание НАТО прийти на помощь к союзнику.

Точно так же, когда в ходе парламентских выборов 2009 года в Молдавии пророссийскую коммунистическую партию заменил прозападный Альянс за европейскую интеграцию, Россия выказала свое недовольство с помощью Приднестровья, увеличив военное присутствие на этой территории и отразив попытки Кишинева вернуть регион в состав страны.

В Нагорном Карабахе, отмечает Stratfor, российских военных не было, однако Москва использовала спор между Арменией и Азербайджаном относительно этого региона, чтобы остаться доминирующей иностранным государством на Кавказе. Армения в стратегическом плане более тесно связана с Россией, а Азербайджан проводит, по мнению аналитиков Stratfor, более взвешенную внешнюю политику, однако Россия продает оружие обеим странам, чтобы держать их в зависимости от себя.

Россия также применила свою стратегию в 2014 году по отношению к Крыму. После присоединения Крыма Донецк и Луганск стали новыми сепаратистскими территориями на постсоветском пространстве. Этот конфликт на Восточной Украине, полагают аналитики Stratfor, показывает, что стратегия России в отношении бывших советских территорий почти не изменилась. Ее следует анализировать в контексте более крупных по масштабу попыток Москвы сохранять свое влияние на всем постсоветском пространстве

По мере усиления противостояния России и Запада, важность этих отделившихся территорий также возрастает. Запад усиливает свое взаимодействие в политической, экономической сферах с Украиной, Молдавией и Грузией, а вместе с тем Россия укрепляет свое присутствие в отделившихся территориях, снабжая повстанцев более современным вооружением. Москва и Запад продолжают соперничать за влияние на территории бывшего СССР, поэтому ситуация с безопасностью в отделившихся регионах становится все более нестабильной, отмечают аналитики Stratfor.

Все же дипломатического прогресса еще можно достичь, не теряют надежду в Stratfor. По мере того, как Россия продолжает бороться с давлением, оказываемым на нее низкими ценами на нефть и западными санкциями, она может стать более податливой к переговорам по этим территориям. Stratfor подчеркивает, что у Москвы и Запада уже имеются платформы для обсуждения этих конфликтов (Минские соглашения, «нормандский формат» и так далее).

Учитывая слабость своей экономики, Москва не прочь снизить свои расходы на поддержку отделившихся территорий, следовательно, могла бы быть более открытой к расширению экономического сотрудничества между этими территориями и соседними государствами. Если обе стороны – Россия и Запад — серьезно намерены снизить уровень эскалации конфликта, то Москва могла бы сократить свое военное присутствие в этих регионах взамен на уменьшение Западом своего присутствия на постсоветском пространстве, предполагают в Stratfor.

Учитывая все это, делают вывод аналитики Stratfor, маловероятно, что Россия полностью откажется от своих позиций в отделившихся регионах. Военное присутствие в Донбассе, Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии дает России значительный рычаг влияния на Украину, Молдавию и Грузию соответственно. Косвенная поддержка Россией конфликта на Нагорном Карабахе укрепляет ее позицию на Кавказе. Россия могла бы пойти на тактические уступки, чтобы минимизировать военный конфликт и ослабить свою политическую и экономическую изоляцию, но, в целом, ее стратегия в отношении отделившихся территорий, скорее всего, будет оставаться неизменной.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.