Первоначальная монтажная склейка фильма «Служебный роман» Эльдара Рязанова длилась 4 часа 40 минут. Но фильм должен был быть двухсерийным. Это была одна из причин, почему Рязанову пришлось жертвовать эпизодами и сценами. Большинство из них не сохранилось, но что-то можно восстановить по сохранившимся фотографиям.
Одна из самых известных вырезанных сцен — погоня внезапно ожившего товарища Бубликова за Шурой, очень ответственным профсоюзным работником. Помните этот момент, когда Бубликов пришёл на работу и увидел свой траурный портрет и венок. А дальше, можно сказать, незавершённый эпизод. Его вырезал уже на последнем просмотре. Это наверное единственный из вырезанных эпизодов, который сохранился
Говорят, что во время одного из дублей Рязанов неожиданно прервал съемку, отвел Иванову в сторону, чтобы Щербаков ничего не слышал, и тихо сказал: «Как только он к вам приблизится — кричите что есть силы: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!» Поглядим за его реакцией». Когда Иванова закричала свою здравицу, растерявшийся артист Петр Щербаков начал кланяться в разные стороны, приговаривая: «Спасибо за все, дорогие товарищи!» А Иванова еще и бросалась к нему на шею, осыпая поцелуями.
Производственная гимнастика. Её в фильме не было.
Вот тут мы плавно перешли к ещё одному вырезанному фрагменту. Точнее не к фрагменту, а к целой сюжетной линии. Помните секретарша Верочка постоянно выясняла отношения по телефону. Изначально семейные проблемы занимали Верочку на протяжении всего сценария. Ахеджакова на эту роль была утверждена без проб. Рязанов даже существенно изменил свою с Брагинским героиню из «Сослуживцев»: в пьесе она была юной хищницей, длинноногой красоткой, так что ее фэшн-наставления Калугиной выглядели не так забавно, как в фильме.
И муж, с которым она выясняла отношения по сценарию был вполне реальный. На его роль изначально утвердили Михаила Светина. Он в кожаной куртке должен был рассекать по Москве на мотоцикле, что в исполнении Светина наверняка вызывало бы смех. Актер даже снялся в нескольких эпизодах, после чего Рязанов, не объясняя причин, отказался от его услуг и заменил на Александра Фатюшина.
Фатюшин и Ахеджакова
По сюжету не только Верочка пыталась заново наладить порванные отношения путем разговоров о грязной сковородке, но и сам бывший муж. Он звонил ей, отвозил с работы на своём мотоцикле — всячески наводил мосты.
В эпизоде, где женщины с разноцветными зонтиками высыпают из дверей учреждения под осенний дождь, герой Фатюшина как раз и приезжал за Верой на мотоцикле. Он был в шлеме, а другой, для спутницы, висел на ручке его «железного коня». Наездник терпеливо ждал, пока Вера наговорится со своей подругой Аленой, а когда те, наконец, расставались — нахлобучивал шлем на Верину голову. В это время мимо проезжали поливальные машины. В первом дубле из-за этих машин случилась неприятность: в шлеме, который Фатюшин напялил на Ахеджакову, оказалось полно холодной воды, которая тут же полилась актрисе за шиворот.
Уже было отснято немало сцен, когда вдруг на спектакле в Театре Маяковского нечаянно проткнули глаз копьем. Фатюшина отвезли в больницу, сделали операцию. Глаз удалось спасти, но сниматься дальше он уже не смог.
Но от всей роли остались только два крупных плана Фатюшина: растерянный (после опять же воскрешения Бубликова) и восхищенный (при виде преображенной Калугиной). Он здесь просто молодой мужчина из толпы, и его можно принять за одного из местных «статистов», так и не поняв, зачем для этого понадобился известный артист.
Говорят что довольно большая роль была и у подруги Верочки — Алены. А в результате она свелась к крупному плану в самом конце первой серии, когда девушка по телефону узнает страшную тайну влюбленной Рыжовой.