Я продолжаю рассказ о комплексе российского крупнокалиберного оружия для спецназа, созданного в рамках программы «Выхлоп». На это раз речь пойдет о совершенно уникальном образце — револьвере РШ-12. Как и остальные образцы комплекса «Выхлоп» — штурмовой автомат АШ-12 и снайперская винтовка ВССК, он сконструирован под патрон СЦ-130 12,7Х55 мм. Это делает его самым мощным пистолетом в мире.
Стоит сразу сказать, что изначально крупнокалиберный револьвер был своеобразным незапланированным полезным «выхлопом» программы «Выхлоп», уж простите за тавтологию. Заказ Центра специальных операций ФСБ РФ по программе «Выхлоп» выполнял филиал тульского «Конструкторского бюро приборостроения» (КБП), отвечающий главным образом за гражданские образцы вооружения. Он и название носит соответствующее: «Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивно-охотничьего оружия» (ЦКИБ СОО).
Опыт в создании подобных конструкций у бюро был накоплен значительный, и создатели увидели в новом патроне СЦ-130 серьезный потенциал для охотничьего оружия и средств самообороны. И тогда, наряду с автоматом и снайперской винтовкой, был создан еще и гражданский револьвер, а также вариант патрона 12,7Х55 мм под дробь.
Револьвер, как и ожидали конструкторы, оказался легким, компактным, очень мощным и весьма точным. По этим параметрам он превосходит почти все виды оружия схожих габаритов, доступные на мировом гражданском рынке. Наличие пристегиваемого приклада, передней ручки удержания, а также планок «Пикатини», предназначенных для установки дополнительного оборудования от фонарика и лазерного целеуказателя до коллиматорного или оптического прицела, ставит револьвер РШ-12 в один ряд с самыми мощными охотничьими карабинами. Все это при гораздо меньших, повторюсь, весе и габаритах.
Так бы и остался этот револьвер малоизвестным экзотическим образцом гражданского оружия, если бы представители ЦСО ФСБ, взглянув на его характеристики, не проявили к нему интерес. Они заказали его уже в качестве специального оружия. Разумеется, такой пистолет слишком мощный и габаритный, чтобы применяться в качестве дополнительного оружия военнослужащего, оружия «второго шанса», самообороны. Однако же РШ-12 меньше и легче самых компактных помповых ружей, ранее использовавшихся для штурмовых целей — меньше чуть ли не в два раза. Так что как у оружия спецназа потенциал у револьвера — нешуточный.
Конечно же, среди пистолетных патронов с калибром выше 10 мм российский патрон СЦ-130 вовсе не одинок. Есть широко распространенные в мире американские патроны. Например .44 Магнум, он же 10,9х33 мм. Или знаменитый по фильмам жанра «вестерн» кольтовский «сорок пятый калибр» — .45 ACP (11,43×23 мм). Не говоря уже о .50 АЕ (12,7х33 мм), который используется в самом мощном автоматическом пистолете в мире, в американо-израильском Desert Eagle «Пустынном орле».
А еще есть револьверы под патрон .500 Смит-энд-Вессон Магнум, он же 12,7х41 мм. Этот патрон создан специально для охоты на крупных животных. В военных целях, кстати, его не применяют, так как он слишком мощный. Револьвер под него даже нельзя купить в свободной продаже. Он изготавливается только под заказ — только в единичных экземплярах. А стрелять из него можно исключительно в специально сертифицированных тирах.
Однако ни один из этих патронов по мощности и рядом не стоит с патроном СЦ-130 12,7Х55 мм. Ларчик открывается просто: вторая цифра в маркировке — это длина гильзы в миллиметрах. Как мы видим, российский патрон имеет в два раза большую гильзу, а значит в два раза больший навес пороха. А это более высокая допустимая по баллистике масса пули и более мощный ствольный импульс.
И вот тут стоит сказать немного об истории программы «Выхлоп». Изначально и армия, и спецназ использовали одни и те же патроны, одинаковые или близкие по конструкции и ТТХ виды оружия. Но уже к 80-м, после ряда локальных конфликтов высокой интенсивности, например Вьетнамская или Афганская войны, к началу эры массового терроризма, стало ясно, что армейские патроны — ни 7,62, ни тем более 5,45–5,56 мм — для специальных операций не годятся вовсе.
Тогда большинство спецподразделений мира перешло на различные типы 9 мм патронов. Кстати, потому что в журналистских кругах эта ошибка становится все более распространенной, хочется заметить, что 9 мм — это не патрон 9 калибра. Как, разумеется, 45 калибр — это не 45 мм снаряд. Миллиметры — это миллиметры, а «45 калибр» это 0,45 дюйма. К примеру, наш 7,62 R «Мосина», знаменитый трехлинейный калибр — это три линии, то есть три десятых дюйма, 0.3, если «циферками», чтобы уж совсем понятно было. В американской классификации это патроны, к примеру, .30, .33 и .38.
Но вернемся к патронам для спецназа. В ряде стран был разработан специальный переходный между пистолетным и автоматным патрон. У нас это была специальная серия СП 9Х39 мм — СП-5, СП-6 и ПАБ-9. Новый боеприпас был создан в начале 80-х, а уже во второй половине этого же десятилетия под него был сконструирован целый ряд специального оружия. Это, к примеру, знаменитая бесшумная снайперская винтовка ВСС «Винторез». Но кроме нее сегодня на вооружении стоят и менее известные образцы специального оружия: АС «Вал», АК-9, ВСК-94, СР-3 «Вихрь», ОЦ-14 «Гроза» и многие другие.
Однако, как показал опыт второй чеченской войны и опыт последующей контртеррористической операции, даже этот калибр с его мощностью не полностью удовлетворял спецназ. Боевики обзавелись бронежилетами высокой степени защиты, вплоть до класса 6а, часто стали использовать фортификацию, городские и сельские строения, в качестве укрытий и баррикад.
Потребовался более мощный патрон, способный поражать живую силу противника на значительном расстоянии, причем сквозь препятствия. Но при этом боеприпас должен был быть достаточно компактным, чтобы обеспечить создание для него легкого ручного оружия. В начале 2000-х так и родились программа «Выхлоп» и патрон СЦ-130 12,7Х55 мм.
Теперь на вооружении спецназа России находится самый мощный в мире револьвер. Надо сразу заметить, что по массогабаритным характеристикам и эргономике он значительно превосходит тот самый легендарный Desert Eagle.
В принципе, револьвер до сих пор является примером одной из самых простых, а значит самых надежных и безопасных конструкций пистолетов. Именно поэтому его так любят в полиции и спецподразделениях. Как правило, этот вид оружия оборудован предохранителем. Но на самом деле при спущенном курке даже без постановки на предохранитель он абсолютно безопасен. Не нажмешь спусковой крючок — не выстрелишь. И никакое падение, ни с какой высоты не приведет, в отличие от автоматического пистолета, к случайному выстрелу.
Единственными недостатками револьвера являются низкая емкость барабана и медленная перезарядка. Однако в условиях скоротечной штурмовой операции, когда атакующие поддерживаются группой огневой поддержки с более скорострельным вооружением и магазинами большой емкости, это недостаток револьвера полностью нивелируется. Калибр РШ-12 и его пятизарядный барабан позволяют решить проблему одним-двумя выстрелами, буквально «забив кол» в намерения террористов продолжить сопротивление.
Одной из главных особенностей револьвера РШ-12 является расположение ствола. Он установлен не в верхней части рамы, а в нижней, то есть и выстрел производится с нижней зарядной каморы барабана. Сделано это по одной простой причине: мощный для такого вида оружия импульс патрона делает его довольно неудобным для стрельбы при удержании одной рукой. Верхнее расположение ствола, не совпадающее с линией хвата, буквально разворачивает пистолет в руке стрелка. Нижнее же полностью совпадает с линией руки, а потому облегчает применение РШ-12, позволяя вести из него беглую прицельную стрельбу.
Российский спецназ получил в свое распоряжение настоящий карманный «слонобой». Возникает вопрос: а не слишком ли мощное это оружие? Может быть это «показуха», как говорят в народе, «чистые понты»?
Ну что тут сказать: был бы револьвер, а «слоны» найдутся. Планета, к сожалению, пока далека от спокойной мирной жизни. А доброе слово и револьвер действуют лучше, чем одно доброе слово.
Олег Денежка
1 комментарий
Зачем хвастать револьверами, если русских детей на органы за рубеж продают, а женщин заставляют проституцией заниматься.