Владимир Путин размещает у порога Польши ракеты, которые могут оснащаться ядерным боеголовками.
Высокопоставленный российский парламентарий объявил в понедельник о том, что Москва собирается разместить баллистические ракеты малой дальности, а также самую современную зенитно-ракетную систему в Калининграде, в российском анклаве, расположенном между Польшей и Литвой. Воспринимайте это как первую попытку со стороны Владимира Путина испытать характер Дональда Трампа как верховного главнокомандующего.
«Почему мы так остро реагируем на расширение НАТО?— спросил г-н Путин в интервью в тот же день. — А что нам делать? Мы вынуждены в этой связи предпринять контрмеры, то есть ставить под удар наших ракетных систем те объекты, которые, по нашему мнению, начинают нам угрожать». Эти ракетные системы включают в себя мобильные комплексы «Искандер», способные оснащаться ядерными боеголовками и имеющие радиус действия 500 километров, а также зенитно-ракетные системы С-400, способные сбивать все, кроме самых современных самолетов с пониженной заметностью. Те «объекты», по отношению к которым эти ракеты якобы являются ответом, представляют собой будущие места дислокации усовершенствованного варианта американской противоракетной системы SM-3, которая — в отличие от «Искандеров» — не используется в наступательных целях.
Следует вспомнить о том, что в рамках «российской перезагрузки» в 2009 году президент Обама отказался от планов администрации Буша по размещению систем ПРО в Польше и в Чехии для защиты от иранских ракет. В результате шумной оппозиции со стороны Кремля г-н Обама вынужден был уступить, и российский властный лидер теперь, вероятно, собирается провернуть тот же самый трюк с избранным президентом Трампом.
Однако одна из причин того, что администрация Обамы решила продолжить реализацию планов относительно системы SM-3, состоит в том, что Россия в течение многих лет устраивала военные провокации в Центральной и Восточной Европе. Речь идет о нарушениях подписанного в 1987 году Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, об угрозах российских дипломатов применить ядерное оружие против европейских государств, о провокационном маневрировании бомбардировщиков вблизи европейского воздушного пространства, о вторжении на Украину, а также о полном выходе Москвы в прошлом году из заключенного в 1992 году Договора об обычных вооруженных силах в Европе, устанавливающего «потолки» в отношении общего количества вооружений для НАТО и для бывших советских республик.
Г-н Путин играет в старую советскую игру: он сам ведет себя провокационно, а затем жалуется на «провокационный» ответ. Подобные действия вполне оправданно вызывают нервную реакцию в таких странах-членах НАТО, как Польша, которая выполняет свои обязательства и тратит на оборону больше 2% своего ВВП. Варшава будет находится в пределах досягаемости ракет, которыми оснащены комплексы «Искандер».
Г-н Трамп дал понять, что он хочет провести свою собственную перезагрузку с Кремлем. Это достойная уважения цель — при условии, что избранный президент будет проводить ее не с помощью упреждающих уступок в стиле г-на Обамы, а на основе испытанной формулы: мир с позиции силы. Завершение развертывания комплексов SM-3 в Польше будет правильным сигналом в адрес г-на Путина.