Разработка оружия — вещь недешёвая, и окупается на крайне редко, хорошо показав себя в бою или «сыграв» на поле холодной войны. А если нет — проект закрывают, не считаясь с потраченной на него суммой. Миллиарды долларов уходят в никуда при попытке сказать новое слово в авиации, танкостроении и других областях. Посмотрим на самые впечатляющие из канувших в Лету проекты.
MMEV. $750 млн. Multi-Mission Effects Vehicle, т. е. «многозадачная боевая машина» должна была стать ответом Канады как танковую, так и на воздушную угрозу. Но система, установленная на БМП LAV III, оказалась неэффективной — она была хорошо отслеживаема противником, а при ударе по ней экипаж БМП почти гарантированно погибал. Проект закрыли в 2007 году.
XM29 OICW. $100 млн. Серия экспериментального оружия, позволяющего стрелку получить полный контроль над ситуацией. К примеру, XM29 стрелял 20-мм минами с программируемым подрывом на любой дистанции и высоте. Разработка велась с 1995 года, в 2005 серию закрыли — после того, как стоимость оружия при массовом производстве была оценена в 35 тысяч долларов за экземпляр.
North American XB-70 Valkyrie. $1,5 млрд. В конце 1950-х ВВС США задумались о новом стратегическом бомбардировщике, способном заменить B-52. «Валькирия» должна была нести на борту ядерные боеголовки и использоваться для миссий с глубоким проникновением. Самолёт мог лететь на высоте 21 километр, что в теории делало его неуязвимым, но изобретение зенитных управляемых снарядов поставило на этом крест. Позже стратегические бомбардировщики были вытеснены межконтинентальными ракетами, и про B-70 все забыли.
McDonnell Douglas/General Dynamics A-12 Avenger II. $2,95 млрд. Разрабатывался как всепогодный стелс-бомбардировщик на замену устаревшему A-6. Но взявшиеся за проект компании по сути просто «осваивали» бюджет, а самолёт «в железе» так и не появился на свет. Из потраченных 3 миллиардов правительству США удалось вернуть через суд лишь 400 миллионов.
EFV, $3 млрд. Этот гусеничный бронетранспортер-амфибия должен был заменить предыдущий БТР, находящийся на службе с 1972 года. EFV предполагал мобильность и подвижность танка M1 Abrams с возможностью вести бой как на суше, так и в воде. Но по запросу Корпуса морской пехоты срок эксплуатации предыдущих амфибий продлили, а EFV отменили.
Boeing YAL-1. $5 млрд. Лазерная система для уничтожения ракет в полете была установлена на Boeing 747−400F. Химический кислородно-йодный лазер успешно прошел испытания, но ни разу не участвовал в бою из-за непрактичности системы. Для эффективного использования лазера пришлось бы многократно повысить его дальность, что непомерно раздуло бы бюджет и без того дорогого проекта.
Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche. $7 млрд. Стелс-вертолет RAH-66 должен был заменить стоящие на вооружении многоцелевые вертолёты ВВС США. Но заказ на 650 экземпляров отменили в 2004 году — из-за чрезмерной цены и проблем с безопасностью, учитывая развитие технологий ПВО потенциального противника. На первый план вышел другой проект — вертолет Bell ARH-70, но в результате отказались и от него.
XM2001 Crusader. $11 млрд. Самоходная гаубица нового поколения должна была заменить устаревшую систему Paladin, действующую с 1960 года. Но на испытаниях выяснилось, что хотя Crusader чуть быстрее, его масса и цена перевешивают все возможные плюсы. Был создан лишь один рабочий прототип при общей стоимости проекта в 11 миллиардов.
FCS. $18.1 млрд. «Боевые системы будущего» — масштабная программа по перевооружению и реорганизации армии США, проходившая с 2003 по 2009 год для создания более современных мобильных боевых единиц, связанных в единую сеть. На все про все должно было уйти 340 миллиардов долларов, но программу закрыли после траты «всего» 18 миллиардов. Часть наработок, правда, использовали в ходе других программ.
Ракеты Trident. $40 млрд. Семейство баллистических ракет, запускаемых с подлодок и способных нести до 14 ядерных боеголовок, все еще находится в разработке (хотя в то же время стоит на вооружении) и, по счастью, ни разу не было использовано в бою. Программа стартовала в 1979, окончание планируется в 2042. Если нам повезёт, испытания в боевых условиях всё-таки не понадобятся.