Необычная форма выражения себя и своей позиции, — песенные флешмобы в общественных местах городов Новороссии, кажется, становятся традицией. В воскресенье, 27 ноября, это случилось уже в Одессе. Десятки человек спели хором задорную «Смуглянку», такую знакомую всем, кто родом из СССР.
«А смуглянка-молдаванка отвечала парню в лад:
«Партизанский молдаванский собираем мы отряд.
Нынче рано партизаны дом покинули родной, —
Ждет тебя дорога к партизанам в лес густой»
Эти слова неслись под сводами железнодорожного вокзала южнорусского города. Большинству песня эта знакома по старому советскому фильму «В бой идут одни старики», снятому народным артистом УССР Леонидом Быковымна киностудии им. Довженко.
Знаменитая 2-я «песенная» эскадрилья полюбилась поколениям советских людей. Как и сам Леонид Быков в главной роли. Еще одна песня из фильма в его исполнении — «Нич яка мисячна», пожалуй, самая поэтичная из широко известных украинских песен. Тот случай, когда украинский язык воспринимается, как свой собственный.
Поразили лица участников песенного флешмоба. Они излучали свет! Без всякого преувеличения. Второе, на что обращаешь внимание — практически все участники молоды. До тридцати лет. Это значит, они впервые познакомились с этими песнями и этими фильмами уже в новейшее постсоветское время. Однако восприняли их как свои.
Люди в возрасте тоже есть, они стоят поодаль, некоторые шевелят губами, подпевают, но как-то настороженно. Битые жизнью, они понимают, что находятся в оккупации. Молодые тоже понимают, но их юная страсть выше страха. Первый шаг к освобождению они уже сделали.
Важно, что действие происходит в Одессе. Трагедия в Доме профсоюзов, воспринятая многими в России как рубеж, рубикон, после которого стало ясно, что будет война, довлела над городом все это время. Киев не зря назначил на должность одесского «гауляйтера» Михаила Саакашвили. Чужаки особенно безжалостны к местному населению. Его вывезенной из Грузии полицейской команде удалось на время приглушить протест, но теперь это время, похоже, заканчивается.
И, видимо, обратного хода уже не будет. Это, кстати, предвидел соратник Юлии Тимошенко по «Батькивщине» Украины Игорь Луценко. «У Саакашвили была правильная позиция относительно антиукраинских сил, он, в крайнем случае, начинал шуметь, кричать об угрозе пророссийских выступлений. Теперь у меня очень серьезный страх за этот регион», — признавался депутат.
Впервые песенный флешмоб прошел и в Запорожье. Там студенты местного музыкального училища исполнили песню из фильма «Весна на Заречной улице». «На этой улице подростком гонял по крышам голубей…» — слова, знакомые с детства всей стране. Большой стране — СССР.
А ведь именно в Запорожье, вспомним, случился один из самых драматических эпизодов украинской «революции», когда 300 местных «спартанцев» с георгиевскими ленточками — этим символом сопротивления Киеву, стояли в окружении против превосходящих сил националистов. И выстояли.
Относиться снисходительно к этой новой форме русского сопротивления — песни, как к слишком «мягкой», не стоит. Речь идет о процессе, позволяющем русским осознать себя общностью. На что откликается душа человека, таков он и есть. В данном случае идет речь о русско-советском типе людей. Это они поднимают голову. Скачущие остаются по другую линию фронта.
Характерно, что Одесса приняла «пас» от Москвы и Харькова. В российской столице, на Киевском вокзале, под аккомпанемент аккордеона спели «Распрягайте, хлопцы коней». В Харькове, в русском Харькове, еще 20 ноября пели «Старый клен». Песню о любви. Сотни политических заключенных на тюремных нарах в печально знаменитой «Холодной горе» не могли тогда этого слышать. Но сейчас они наверняка узнали, и в их душах поселилась надежда.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня