Два года назад, 1 декабря 2014 года, на боевое дежурство заступил Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ). Структура, по некоторым показателям в разы превосходящая Пентагон, необходима для информационного взаимодействия и координации вооружённых сил и органов власти. Зачем России понадобилось создавать НЦУО и какие новейшие технологии используются в его работе сегодня — в материале RT.
Работа по формированию НЦУО началась после выхода указа президента России Владимира Путина от 10 декабря 2013 года. Центр расположен в здании Минобороны на Фрунзенской набережной в Москве, рядом с которым были сооружены специальные вертолётные площадки и причальный комплекс. Наиболее важная информация, которую получает НЦУО, регулярно отправляется в Ситуационный центр президента.
В разы превзойти Пентагон
По словам министра обороны России Сергея Шойгу, Центр управления обороны — это современная ставка верховного главнокомандующего.
Российский НЦУО создан на основе Центрального командного пункта Генштаба и Ситуационного центра Минобороны. Главное его отличие от прежних центров управления состоит в том, что он базируется на современной компьютерной и телекоммуникационной платформе.
Программно-аппаратный комплекс (ПАК) на Фрунзенской набережной значительно превосходит аналог в Пентагоне. Суперкомпьютер Минобороны способен хранить данные объёмом 236 петабайт (против 12 петабайт), а его производительность оценивается в 16 петафлопс (против 5 петафлопс). Скорость обработки информации у машины составляет 50 библиотек имени Ленина в секунду (сравнение принадлежит министру обороны Сергею Шойгу).
© пресс-служба Минобороны РФ
ПАК осуществляет непрерывный мониторинг передвижения войск, загруженности транспортной инфраструктуры, выхода публикаций в СМИ и сообщений в социальных сетях. Машина способна моделировать последствия различных инцидентов, оценивать степень воздействия неблагоприятных метеоусловий. С помощью математических моделей программно-аппаратный комплекс рассчитывает оптимальные варианты выполнения конкретных задач.
Суперкомпьютер защищает разработанная Объединённой приборостроительной корпорацией система обнаружения компьютерных атак. Отечественный софт защищает компьютеры, установленные в НЦУО и ещё более чем на 500 объектах военного ведомства. Антихакерский комплекс выявляет угрозы в режиме реального времени и купирует их. Система анализирует сетевой трафик и состояние оборудования, а также оценивает масштаб атаки и определяет точку, откуда ведётся вторжение.
Пирамида управления
Структура НЦУО включает Центр управления стратегическими ядерными силами, Центр боевого управления и Центр управления повседневной деятельностью, который занимается вопросами обеспечения Вооружённых сил РФ. Кроме того, Центр управления повседневной деятельностью отвечает за взаимодействие с органами власти и организациями, не имеющими отношения к военному ведомству.
Как пояснили RT в Минобороны, главная задача НЦУО — контроль за выполнением приказов, а также сбор и обработка информации, влияющей на обороноспособность страны. На практике повышение скорости передачи данных выражается в улучшении контроля над вооружёнными силами и выполнением гособоронзаказа. Также в случае ЧП НЦУО позволяет мобилизовать необходимые ресурсы в более сжатые сроки, чем это было раньше.
В каждом виде и роде войск, в каждом военном округе функционирует собственный мини-центр обороны. Существующая два года система управления напоминает пирамиду. На её вершине расположился НЦУО, а на нижних ярусах — филиалы, которые не только отправляют данные в Москву, но и дублируют их. В случае гипотетического удара по зданию на Фрунзенской набережной управление обороной можно будет осуществлять из любого филиала.
© пресс-служба Минобороны РФ
В НЦУО круглосуточно, в четыре смены работают более тысячи военных и гражданских специалистов. Начальник Центра генерал-лейтенант Михаил Мизинцев отмечает, что непрерывный мониторинг ситуации в РФ и в мире обеспечивается сотрудниками, имеющими большой опыт командования войсками и управления сложными системами вооружений. Дополнительно все работающие в НЦУО проходят переподготовку с упором на овладение информационными технологиями.
Деятельность Центра постоянно совершенствуется. К концу 2015 года было завершено техническое обеспечение НЦУО, к информационной системе подключили все министерства. 25 ноября 2016 года Михаил Мизинцев заявил, что в структуру системы взаимодействия входят 73 ведомства и организации. Новой задачей, которую поставил Сергей Шойгу, стала интеграция в систему всех субъектов федерации и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
На связи с Сирией
Опрошенные RT эксперты напомнили, что в 2013 году не было единого мнения по поводу создания НЦУО. Однако события 2014 года подтвердили необходимость существования передовой информационной системы управления. Ситуация в мире стала более непредсказуемой, появились угрозы гибридного характера, с которыми невозможно справиться ресурсами только Министерства обороны.
© пресс-служба Минобороны РФ
«Раньше многие задавали вопрос: зачем он нужен? Казалось, что у нас нет никаких угроз и вообще всё это избыточно. Но уже буквально через год стало очевидно, что этих угроз более чем достаточно. А после событий в Крыму, Донбассе, Сирии, стало понятно, что старая система боевого управления не сможет полноценно со всем этим справиться. Введение в строй этого центра стало громадным броском вперёд. Его работу я оцениваю как перфектную», — заявил RT военный обозреватель Владислав Шурыгин.
НЦУО значительно улучшил систему управления вооружёнными силами и повысил мобилизационные возможности РФ, считает руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности Александр Жилин. Прогрессом, по его мнению, стало включение в систему взаимодействия с Министерством обороны МЧС, МВД и других силовых ведомств.
Эксперт рассказал, что НЦУО задействован в управлении военной операцией в Сирийской Арабской Республике: «В Центре обороны стоит цифровая техника, которая может управлять боем в Сирии. С советских времён мы всегда отставали по средствам связи, это было нашей ахиллесовой пятой. Сегодня принципиально иная ситуация. Минобороны работает через космос, а также по другим секретным каналам. Мы обладаем возможностью так управлять войсками, что противник совершенно нас не видит».
Алексей Заквасин, Анастасия Шляхтина