30 ноября в Вене странам ОПЕК удалось договориться о сокращении добычи нефти на 1,2 млн. баррелей в сутки. Таким образом, порог добычи был установлен на уровне 32,5 млн. барр/с. Предварительные договоренности о сокращении добычи были достигнуты еще в конце сентября, но эксперты сомневались в том, что их удастся финализировать. Тем не менее, члены ОПЕК впервые за последние восемь лет смогли прийти к соглашению.
Ранее камнем преткновения оставался вопрос квот — страны не могли договориться, кто и на сколько будет уменьшать добычу. Представители Ирака за несколько недель до встречи в Вене вообще заявили, что не собираются идти на сокращение, так как им необходимы дополнительные средства для борьбы с терроризмом. В итоге, самая большая нагрузка легла на Саудовскую Аравию, которая согласился сократить добычу нефти почти на 500 тыс. баррелей в сутки. Ирак, несмотря на предыдущие заявления, взял на себя 210 тыс. барр., ОАЭ — 139 тыс., Кувейт — 131 тыс. Ирану же, напротив, позволили увеличить добычу на 90 тыс. барр. Но это намного меньше того, что изначально планировал Тегеран для выхода на досанкционный уровень добычи.
Сразу после новостей о решении ОПЕК стало известно, что Россия также присоединится к сокращению. Министр энергетики Александр Новак сообщил, что в течение полугода страна уменьшит добычу на 300 тысяч баррелей в сутки. Это ровно половина обязательств, которые должны взять на себя страны, не входящие в картель. Впрочем, встреча с остальными нефтедобытчиками только предстоит 9 декабря, и пока неизвестно, возьмут ли они на себя оставшиеся 300 тыс. барр.
«Это очень важный шаг для мировой нефтяной индустрии, направленный на восстановление здорового баланса спроса и предложения, а также поддержания инвестиционной привлекательности отрасли в долгосрочной перспективе», — высоко оценил Александр Новак решение ОПЕК.
На фоне новостей о сокращении добычи мировые цены на нефть тут же пошли вверх. Стоимость «черного золота» марки Brent превысила 51 долл. за баррель, а WTI преодолела порог в 48 долларов. Рубль также продемонстрировал рост на 1,8% по отношению к доллару, и к моменту закрытия Московской биржи 30 ноября составил 63,97 за долл.
Несмотря на позитивные сигналы для рынка, не все эксперты верят в то, что эффект от соглашения ОПЕК и России будет долгосрочным. Во-первых, для начала нужно посмотреть, насколько будут соблюдаться достигнутые договоренности. В прошлые годы страны ОПЕК постоянно нарушали установленные ими же квоты. Кроме того, это сокращение не сможет полностью устранить переизбыток на рынке — по подсчетам экспертов, для этого добыча в первом полугодии 2017 не должна превышать 31,9 млн. барр. в сутки.
Впрочем, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает, что главное — это психологический эффект, который оказало решение ОПЕК.
— Это решение, безусловно, стало стабилизирующим. Другой вопрос, насколько хватит инерции для рынка. Горизонт заморозки рассчитан примерно на полгода. Но мы видим, что пока еще никто ничего не заморозил, а цены уже поднялись выше 50 долларов за баррель. Спекулятивная составляющая дает о себе знать. Так что в целом поддержка рынку, которую так ждали, оказана. Достигнут консенсус внутри ОПЕК, есть понимание, что и мы, скорее всего, присоединимся к сокращению. Осталось согласовать распределение квот среди российских компаний.
— Как наша нефтяная отрасль воспримет сокращение добычи?
— На самом деле, я не исключаю, что нашим компаниям и не придется ничего снижать, добыча сократится естественным образом. У нас был завышенный план добычи на 2017 год. Но мониторинг ситуации в ряде компаний, особенно в Ханты-Мансийском автономном округе показывает, что старые месторождения далеки от максимальных объемов. Новые объекты вводятся, но процесс замещения идет не так быстро. Поэтому в 2017 году добыча может снизиться сама по себе, и это выгодно для нас.
— Есть мнение, что достигнутые договоренности о сокращении не удастся реализовать…
— Уже не столь принципиально, как будет происходить сокращение на практике. Есть решение, есть резолюция, есть реакция рынка. А технические моменты контроля — вторичный вопрос. Скорее всего, будет создан какой-то мониторинговый комитет, в который может войти и Россия. Но данные также будут собираться с помощью традиционных механизмов — отчетности ОПЕК, Международного энергетического агентства и так далее. Да, в ОПЕК и сейчас нарушают установленные квоты. Но детали мало будут волновать рынок. Самое главное, что странам удалось договориться и занять общую позицию.
— На каком уровне стабилизируются нефтяные цены?
— Всем ближневосточным и картельным производителям, а также России, достаточно комфортно на цифре, немного превышающей 50 долларов. Если котировки поднимутся намного выше, до 55−60 долларов, снова начнется сланцевое возрождение в Америке. Предложение вырастет и рынок опять будет идти вниз. На данный момент цена 50−55 долларов за баррель достаточно равновесна для рынка. Если этот уровень закрепится надолго, это позволит с большей уверенностью планировать инвестиционный цикл нефтяных компаний.
— Решение ОПЕК о снижении добычи — это позитивный сигнал для рынка энергоносителей, что и отражается на его динамике, — соглашается аналитик группы компаний «ФИНАМ» Богдан Зварич. — К вечеру среды нефть марки Brent прибавила более 7%. Принципиально, что удалось согласовать вопрос по конкретным квотам для отдельных стран. Если бы этого не произошло, это стало бы разочарованием для рынка и большая часть роста была бы скомпенсирована. Благодаря позитивному решению нефть марки Brent уже в ближайшие дни может подняться выше 55 долларов за баррель.
Но в среднесрочной перспективе нефть вновь вернется в район 50 — 55 долларов за баррель. Дело в том, что рост цен на «черное золото» будет стимулировать сланцевую добычу в Штатах, что приведет к росту предложения на рынке и, соответственно, давлению на цены, что не позволит нефти марки Brent закрепиться выше этого коридора.
— А чего ждать в долгосрочной перспективе?
— Мы ожидаем умеренного, но стабильного роста цен на нефть. Это будет достигнуто как за счет роста потребления нефти в мире, так и за счет снижения добычи в некоторых странах, вызванного урезанием инвестиционных программ нефтяными компаниями, что в дальнейшем скажется на уровне их добычи.
В случае сохранения позитивных настроений на рынке энергоносителей, в краткосрочной перспективе, на наш взгляд, рубль может продолжить свое укрепление, в результате чего доллар уйдет на новые годовые минимумы — в район 60 — 61 рубля за единицу американской валюты. Однако в дальнейшем мы ждем восстановления доллара в район 62 рублей.
Ведущий аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева также предсказывает укрепление рубля, но напоминает, что есть факторы, которые могут помешать этому.
— Думаю, цены на нефть остановятся на нынешнем уровне до 9 декабря, когда состоится встреча ОПЕК со странами-производителями вне картеля. Если они тоже согласятся на сокращение добычи, цены пойдут выше.
Тем не менее, рост не будет бесконечным, и цены стабилизируются на уровне 55−60 долларов за баррель. Ведь если цена вырастет, это станет поводом для американских сланцевых компаний разморозить свои скважины. Если будет расти предложение со стороны США, это начнет негативно влиять на цены и может нивелировать весь рост.
Сами члены ОПЕК планируют собраться 25 мая, чтобы посмотреть, насколько предпринятые ими шаги были эффективны. Пока же картель обещает выпускать ежемесячные отчеты, по которым будет видно, соблюдают они квоты или нет. На эти цифры будут реагировать инвесторы.
— Получается, цена в 55 долларов за баррель всех устраивает?
— Конечно, мы не можем сказать, что для России это предел мечтаний. Для нашего бюджета 55 долларов по-прежнему мало, нам нужно, чтобы цены были еще выше. Но за неимением лучшего, и 55 долларов — это хорошо.
— Как на все это будет реагировать рубль?
— Для рубля рост цен — это позитивное явление и можно ждать укрепления курса национальной валюты. Но усилению рубля может помешать заседание ФРС США в декабре. Если на нем будет принято решение о повышении процентной ставки, это может ограничить укрепление нашей валюты. Кроме того, нужно учитывать, что в конце года нам предстоят выплаты по внешним долгам.
Фото ТАСС