Объединенная Европа в ближайшее время вновь подвергнется испытанию. На этот раз ЕС может покинуть Италия. Это случится в случае прихода к власти на внеочередных выборах популистского «Движения пяти звезд», один из пунктов программы которого обещает итальянцам самостоятельность от Брюсселя.
Выборы назначат, если референдум о конституционной реформе действующего премьера Маттео Ренци будет провален. На данный момент избиратели настроены к реформе негативно. Голосование состоится в ближайшие выходные — 4 декабря.
Суть предложений премьера — дополнительная централизация власти в стране. Действующая сейчас система, по его мнению, не позволяет справляться с вызовами времени. Речь идет в первую очередь о миграции и об экономике. Правда, эксперты английского журнала The Economist, указывают, что предлагаемая конституционная реформа не решит фундаментальных проблем Италии. При этом она несет угрозу авторитаризма. Схожего мнения придерживается экс-премьер Сильвио Берлускони. Он назвал запланированный референдум «прямым путем к отказу от демократии».
Возможно, так же думает и большинство избирателей. Во всяком случае, по данным опроса Ipsos, которые приводит газета Corriere della Sera, 55% выскажутся на референдуме против реформы и лишь 45% — за. Ренци в этом случае придется уйти в отставку. Он уже пообещал это сделать. Почему при подобных настроениях в обществе итальянский премьер все же инициировал голосование, остается загадкой.
По мнению проректора Финансового университета при правительстве РФ Константина Симонова, в Италии произошло примерно то же, что в Великобритании. Он напомнил, что голосование по «Брекситу» было инициировано премьер-министром Дэвидом Кэмероном, который надеялся шантажировать таким образом Брюссель, но ошибся в расчетах. «Ренци на референдуме поддержки избирателей не добьется. Это полностью вписывается в общий тренд, когда доминирующая элита уверена в том, что население думает так, как ей хочется…, а потом получали по башке», — считает эксперт.
Берлускони не зря определил свое отношение к происходящему. Именно в нем местные политики видят человека, способного объединить нацию и сформировать правоцентристское правительство. В него традиционно входили все правые силы Италии, включая «Лигу Севера», «Вперед, Италия», «Братьев Италии» и проч. Еще одна кандидатура на пост премьера — лидер «Лиги Севера» Маттео Сальвини. Дополнительным фактором сплочения перечисленных сил стало появление сильного конкурента в лице «Движения пяти звезд», возглавляемое бывшим комиком Беппе Грилло.
Результаты этой сравнительно новой политической силы впечатляют. На прошедших в июне муниципальных выборах представители движения победили в 19 из 20 округов. В нынешнем парламенте они на втором месте с 50 местами в Сенате и 106 в Палате депутатов. Кроме того у партии сейчас самый высокий рейтинг в стране — 30,6%. Таким образом, шансы сформировать правительство у «Движения пяти звезд» максимальны. Исполнить свою программу — объявить референдум о выходе из ЕС тоже.
Эксперт по Италии, и. о. декана факультета госуправления МГИМО Генри Сардарян видит в реформе Ренци попытку покончить с излишней децентрализацией власти, начатой после падения Муссолини.
— Политическая система Италии с самого момента основания в 1947 году современной республики стояла на трех основах. Первая — это очень сильная децентрализация власти. Большое число полномочий было передано в регионы. Это объяснялось разным уровнем их развития. Не только по линии Север-Юг, но и внутри Севера и Юга тоже. Это был откат после Муссолини. Все, что он делал, было подвергнуто «анафеме» и это нашло отражение в политических институтах.
Вторая основа — это так называемое слабое правительство. За полвека каждые 7−8 месяцев приходил новый кабинет. Постоянно были политические кризисы. Это все делалось целенаправленно, чтобы не допустить к власти какого-нибудь харизматичного диктатора, который снова смог бы собрать всю власть в свои руки. Именно поэтому была избрана парламентская республика.
Третья основа — это идеальный бикамерализм. То есть парламент в Италии уникален. Там формально нет верхней или нижней палаты. По принятой процедуре обе палаты могут принять закон по любому вопросу. Они совершенно равны в полномочиях.
Предстоящая реформа меняет все эти три основы. Ренци выносит на обсуждение вопрос сокращения полномочий регионов в пользу центра, реформы полномочий Сената — он будет не избираемым, а назначаемым из регионов, президентом и т. д. Круг его полномочий будет сужен до конституционных вопросов. Он лишится права выносить вотумы недоверия правительству. Все это, конечно, приведет к большой централизации власти.
— Это первая попытка изменить систему власти?
— Такого после войны еще не было. С 1947 года по настоящий момент была только децентрализация. Могли обсуждать изменения, но общий тренд был именно в пользу распыления власти.
— Однако соцопросы показывают, что большинство не поддерживает реформу. То есть сейчас опять все может закончиться «обсуждением»…
— Ключевой ошибкой автора реформы — премьера Ренци стало то, что он обратился к нации за поддержкой. «Я хочу знать, вы со мной или нет?», — спросил он итальянцев. Народ это воспринял как вотум доверия или не доверия правительства Ренци. Учитывая сложную экономическую ситуацию, плохие показатели по безработице, многие итальянцы недовольны. Таким образом, они придут проголосовать не за или против конституционной реформы, а за или против правительства Ренци.
— Но это же может фатально закончиться для кабинета министров?
— Да, если избиратель отвергнет реформу, Ренци почти наверняка придется уйти в отставку. Хочет он этого, или нет. Политик уже пытается подстраховаться, заявляя, что не стоит связывать вопрос о реформе и доверии, но на практике он вряд ли удержится.
— То есть, Италию ждут внеочередные выборы?
— Необязательно. Есть два варианта. Первый — технократическое правительство. Так было после ухода Берлускони. Была внесена кандидатура Марио Монти без новых выборов. На его кандидатуру все согласились, чтобы не было серьезного политического кризиса. Но выборы — все же более вероятный вариант.
— Чьи шансы выше в этом случае?
— Шансы есть как у партии Берлускони, так и у «Движения пяти звезд» во главе с Беппе Грилло, бывшим комедиантом. Причем, сейчас в отношении Берлускони действует запрет Конституционного суда. Политику предстоит его обжаловать. Его жалоба лежит в Европейском суде. Но вместо Берлускони может быть его соратник по партии.
— Каковы шансы у «Движения пяти звезд»?
— Эту силу трудно отнести к правым или левым, они, скорее, популисты. Однако, они доказали, что способны бороться за такой серьезный пост как глава Рима. Это была никем не ожидаемая победа. Так что период политической нестабильности в Италии очень возможен.
— В случае, если «Движение пяти звезд» сможет сформировать правительство, они могут попробовать реализовать пункт своей программы о выходе страны из ЕС?
— Теперь исключать ничего нельзя. Однако, оценивая шансы на аналог «Брексита», следует помнить, что в отличие от Великобритании, которая не входила в зону евро, Италия — территория хождения европейской валюты. Ее выход из ЕС приведет к серьезнейшему кризису в еврозоне. Поэтому Меркель так и борется против «Брексита», чтобы таким странам, как Италия, было неповадно. Ее односторонний выход имел бы тяжелейшие последствия. Возможно, это удержит Рим от исхода.
— Но ведь противоречия в ЕС никуда не денутся?
— Да, но на фоне происходящего повсюду «правого разворота» в Европе, возможно, начнет формироваться новый консенсус, который приведет к существенной реформе самого ЕС. А вот если это не случится, то последствия могут быть очень серьезными.
Фото ТАСС