Российская Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) начала наземные испытания перспективного двигателя для самолета-невидимки ПАК ФА (Т-50) компании «Сухой». Об этом говорится в пресс-релизе корпорации.
ПАК ФА, находящийся на этапе разработки, в настоящее время оснащается парой турбореактивных двухконтурных двигателей АЛ-41Ф1 компании «Сатурн» с тягой 15 тысяч кгс. Однако этот двигатель, одна из версий которого установлена на самолете Су-35С, не обладает достаточной мощностью и не отвечает требованиям ПАК ФА. Так или иначе, АЛ-41Ф является глубокой модификацией силовой установки самолета Су-27 компании «Сухой».
«ОДК продолжает работу по созданию новой двигательной установки для российского истребителя пятого поколения, — сказал генеральная директор компании Александр Артюхов. — Мы строим новые опытные образцы двигателей, не имеющие технических аналогов в отечественном двигателестроении».
Новый двигатель, который часто называют «изделие 30», разрабатывается в конструкторском бюро имени Люльки под руководством генерального конструктора-директора ОКБ Евгения Марчукова, а его испытания проводятся на Лыткаринском машиностроительном заводе. Скорее всего, двигатель будет введен в эксплуатацию уже после 2020 года. Только после установки нового двигателя ПАК ФА будет соответствовать требованиям ВВС России и Индии.
При обычных обстоятельствах необходимый ПАК ФА двигатель был бы сконструирован до начала работы над планером самолета. Но после распада Советского Союза российская оборонная промышленность была в состоянии хаоса. В связи с этим Москва не могла начать работу по созданию соответствующего двигателя для нового самолета заблаговременно, то есть, в 1990-е годы, которые во многом стали потерянным десятилетием для российской оборонной отрасли.
Подробностей о двигателе под названием «изделие 30» известно немного. Предположительно, он сможет развивать тягу в 107 килоньютонов в крейсерском режиме и 176 килоньютонов в режиме форсажа. Получив новый двигатель, ПАК ФА обретет кинетические характеристики, схожие с самолетом F-22 Raptor компании Lockheed Martin. Без форсажа его крейсерская скорость будет составлять более М=1,5, а максимальная более М=2,0 на высоте 18 тысяч метров. «Что касается характеристик, то он наверняка составит конкуренцию „Раптору“», — сказал мне недавно один высокопоставленный военный руководитель, имеющий опыт работы над самолетами пятого поколения.
Дейв Маджумдар — редактор The National Interest, освещающий военные вопросы.