11 декабря Китай надеется стать полноправным, «рыночным» членом ВТО, к которому не будут применять жестких антидемпинговых мер. Однако накануне США заявили, что не признают рыночный статус экономики Поднебесной.
Конгресс США подготовил отчет, согласно которому дефицит торговли с момента вступления Китая в ВТО 15 лет назад достиг «ошеломляющих 3,5 трлн долл.». Получается, что громкие антикитайские заявления Дональда Трампа отнюдь не «сумасбродство» миллиардера, а вполне трендовые для истеблишмента настроения.
Дональд Трамп продолжает повышать ставки в противостоянии с Китаем. Вчера он сделал в Twitter запись, в которой прокомментировал свое отношение к финансовой политике властей КНР, а также к позиции Пекина по вопросу освоения территории в акватории Южно-Китайского моря.
«Разве Китай спрашивал нас о том, чтобы девальвировать свою валюту (тем самым усложняя конкуренцию для наших компаний), облагать высокими налогами наши товары или строить ли им масштабный военный комплекс посреди Южно-Китайского моря? Я так не думаю», – сообщил Трамп на своей странице в соцсети, у которой 16,7 млн подписчиков.
Этот твит был своего рода ответом жесткой реакции китайцев на разговор избранного президента США, который состоялся у него 3 декабря с главой администрации Тайваня Цай Инвэнь.
Пекин на этот звонок отреагировал дипломатическим протестом. Китай независимость Тайваня не признает, любые контакты с ним воспринимает очень болезненно. США разорвали с островным государством дипломатические отношения в 1979 году, но поставляют туда оружие. Об этом Трамп тоже написал в Тwitter: «Интересно, что США продают Тайваню военное снаряжение на миллиарды долларов, но я почему-то не должен принимать поздравительный звонок».
Антикитайская риторика звучала еще в предвыборных речах Трампа. В программном выступлении в октябре в Пенсильвании он называл торговые соглашения с Китаем «просто чудовищными», обвинял Китай в валютных манипуляциях. Обещал ввести импортные пошлины на китайские товары до 45%.
Китайцы пока официально не отвечают, но в их СМИ звучит прямая критика. «Дональд Трамп – опытный бизнесмен, который должен понимать, что государство не может полностью контролировать паритетные курсы валюты. В связи с этим обвинения в адрес Пекина являются несерьезными и ничем не подтвержденными», – пишет «Чжунго жибао».
Еще одно китайское издание – Global Times напоминало тогда кандидату, что в случае ответных мер со стороны Пекина «заказы на авиалайнеры Boeing можно заменить на Airbus». Газета предсказывала, что в случае развязывания торговой войны продажи американских автомобилей и iPhone в Китае провалятся. В то же время китайские эксперты были уверены, что Трамп «не будет столь наивен», чтобы воплотить в жизнь предвыборные угрозы.
Вероятно, весь мир ждет, насколько изменится, если изменится, риторика Трампа после инаугурации. Президент Владимир Путин в программе «Итоги недели» на НТВ назвал Трампа умным человеком, который быстро осознает новый, другой уровень ответственности, который ложится на его плечи.
Вместе с тем проблемы у китайцев возникли и с нынешней администрацией США. Еще 23 ноября правительство США объявило, что не поддержит предоставление Китаю статуса страны с рыночной экономикой в соответствии с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Сейчас ВТО определяет Китай как государство, в котором не действует рыночная экономика, что позволяет другим странам вводить антидемпинговые меры, в частности, на импорт китайской стали. Китайцы уповали на то, что в соответствии с протоколом об их вступлении в ВТО, с 11 декабря 2016 года члены организации смягчат подходы при антидемпинговых расследованиях в отношении Китая. Но США эту надежду пытаются развеять, Япония также заявляла, что присоединится к решению о непредоставлении Китаю статуса страны с рыночной экономикой.
Сдержать торговую экспансию Китая не прочь и в Европе. Сейчас в ЕС действует около 70 антидемпинговых пошлин, две трети из них направлены против китайских товаров, начиная от стали и заканчивая солнечными батареями. А уровень пошлин достигает 65% и выше.
Впрочем, рынок США – это особая статья. Как отметила 16 ноября в своем отчете комиссия конгресса США, торговый дефицит (превышение импорта над экспортом) США с Китаем в 2015 году достиг 365,7 млрд долл., увеличившись на 6,5% по сравнению с предыдущим годом и установив новый рекорд. Дефицит торговли с США с момента вступления Китая в ВТО 15 лет назад достиг «ошеломляющих 3,5 трлн долл.», – говорится в отчете. Подобные цифры вдохновляют и Трампа на антикитайское сдерживание.
«Способов сократить торговый дефицит США в торговле с Китаем немного, и Трампу предстоит быть последовательным в своей политике. Так что скорее всего мы увидим реструктуризацию форм торговли, – сказал завотделением востоковедения Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Маслов. – Главная линия раскола – это торгово-инвестиционная политика и стремление вывести часть американского производства из Китая. Это серьезный удар по Китаю, учитывая, что сотни американских предприятий полностью или частично ведут свое производство в КНР».
По мнению Маслова, эти шаги обусловлены совсем не «самодурством» Трампа, как полагают некоторые его критики. Позиция избранного президента отражает объективную ситуацию: производство в КНР сильно подорожало, иностранные предприятия начали уходить из Китая в Юго-Восточную Азию, а американцы – еще и в Латинскую Америку.
«США и Китай – две ведущие мировые экономики, взаимно связанные и взаимно зависящие. В случае нарушения статуса-кво потери понесет каждая из них», – сказал профессор Российского экономического университета им. Плеханова Сергей Орлов.
«Резкое сокращение торговли с Китаем автоматически приведет к удорожанию товаров в США на 15–20%, а это вызовет негативную социальную реакцию, – уверен Маслов. – Потеряет и Китай как в экспортных операциях, так и в таможенных платежах. Закрытие предприятий приведет к росту безработицы в Китае, но при этом очевидно, что в США есть недостаток квалифицированной рабочей силы для создания новых производств, если они будут переведены из Китая. И в целом это опрокинет традиционную формулу американо-китайских отношений: «в политике прохладно, а в экономике горячо». Пока процесс релокации предприятий весьма дорог, а для некоторых форм производства (как для той же Apple) невозможно найти аналогичное соотношение «цена/качество» вне пределов Китая».
Вместе с тем эксперт отмечает, что важным фактором будет развитие научно-промышленных контактов между США и Китаем. «Ни одно заявление Трампа не позволяет говорить, что он закрывает калитку для расширения взаимодействия с Китаем», – уверен Маслов.
Фото Cont