В конце ноября российский политолог Валерий Соловей рассказал прозападному белорусскому ресурсу «Еврорадио» о результатах «закрытого опроса офицеров белорусской армии, который выявил, что 70-80% хотели бы не формального, а фактического объединения России и Беларуси». После этих слов у «свядомых» оппозиционеров затряслись поджилки, и они побежали строчить очередной донос слугам «кровавого режима».
30 ноября бывший «политзаключённый» Николай Статкевич от имени Рады Белорусского национального конгресса обратился к министру обороны РБ с открытым письмом, в котором сформулировал три вопроса: действительно ли проводился вышеуказанный опрос, как офицерство Белоруссии относится к идее объединения с Россией и какие планируются мероприятия для воспитания офицеров в самостийном духе. Министр Андрей Равков ответил оппозиционеру уже на следующий день после получения письма. В ответе ожидаемо говорится, что на самом деле опрос не проводился, белорусские офицеры все как один – за «незалежнасць», соответствующая воспитательная работа проводится по плану. На Статкевича слова военного министра подействовали «как бальзам на душу».
Во всей этой истории интерес представляют два аспекта: 1) действительно ли среди белорусских военных популярна идея объединения с Россией; 2) что означает столь трогательное единодушие прозападного оппозиционера и министра обороны.
В связи с «закрытым опросом офицеров белорусской армии» мне вспомнился фрагмент выступления председателя СНК БССР Н.М. Гололёда на VII Минской окружной партийной конференции (декабрь 1928 г.): «Когда я на Бобруйском активе делал доклад о решениях пленумов ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)Б на белорусском языке, то некоторые военные товарищи потребовали, чтобы я делал доклад на русском языке. На это я им ответил, что были уже давно приняты постановления съездов, пленумов и бюро ЦК КП(б)Б, которые обязывали всех членов КП(б) до 1 января 1928 года изучить белорусский язык… И вот, когда я так ответил, то эти товарищи заявили: «Не будешь делать доклад на русском языке, то мы пойдем с собрания». Я ответил им на это: «С богом, Шура, когда люди торопятся, не будем задерживать, а, может, даже поможем вам и из партии выйти». Что же вы думаете? Несколько товарищей военных через несколько минут покинули собрание» (Цит. по: Кебич В.Ф. Любим ли мы Россию? Минск, 2015. С. 224-225). Полагаю, с раннесоветских времён отношение большинства белорусских военных к различным проявлениям самостийности (от «мовы» до «незалежнасці») не изменилось. Тем более что многие белорусские офицеры проходили обучение в советских и российских учебных заведениях.
Вообще, для офицеров-белорусов всегда было характерно общерусское национальное самосознание, то есть восприятие в качестве своей Родины пространства от Бреста до Владивостока. Вспомним хотя бы то, что в период Гражданской войны Белая армия, боровшаяся за «единую и неделимую Россию», во многом состояла из уроженцев западнорусских земель. Из Белоруссии были родом такие знаковые фигуры Белого движения, как Владимир Зенонович Май-Маевский, Сергей Николаевич Войцеховский, Михаил Антонович Жебрак-Русанович и многие другие.
Учитывая вышесказанное, я лично склонен доверять информации о пророссийских настроениях в Вооружённых Силах Белоруссии, озвученной Валерием Соловьём, который, к слову, является одним из самых информированных в России экспертов. Отсутствие трепетного отношения к «незалежнасці» со стороны белорусского офицерского корпуса вызывает сильное беспокойство у высшего руководства Белоруссии. Настолько сильное, что власть готова пойти на сотрудничество с прозападной оппозицией. Ответ министра Равкова об этом недвусмысленно свидетельствует.
Разумеется, «демократическая оппозиция» охотно пожала протянутую «кровавым режимом» руку. Обрадованный Статкевич в интервью порталу Naviny.by заявил: «В рамках Белорусского национального конгресса мы обсудим ответ [министра обороны] и, наверное, предложим продолжить диалог. По вопросам сохранения независимости Беларуси мы готовы работать со всеми. Мы также обсудим вопрос создания при конгрессе общественного органа, который бы объединил экспертов в области безопасности, просто патриотически настроенных людей, и разработаем программу, как повысить обороноспособность Беларуси, как повысить способность противостоять угрозам независимости со всех сторон, в первую очередь со стороны России. Мы готовы передать эти предложения в министерство обороны, готовы их обсуждать, готовы помочь их реализовать».
Предложения Статкевича отлично вписываются в новый белорусский внутриполитический тренд – заигрывание власти с радикальными националистами. Сегодня правоохранительные органы сквозь пальцы смотрят на военно-спортивные сборы клуба «Ваяр», созданного радикалами из организации «Молодой фронт» для «противостояния пятой прокремлевской колонне в Беларуси». В конце октября этого года в зале суда был освобождён редактор сайта 1863x.com Эдуард Пальчис, призывавший убивать русских. Теперь, как видим, на сотрудничество с режимом Лукашенко идёт Николай Статкевич, который в 1990-х годах возглавлял националистическое «Беларускае згуртаванне вайскоўцаў».
Зачем президенту Лукашенко боевые националисты? Очевидно, он попал под влияние западной и украинской пропаганды, которая рисует Россию в образе агрессора, захватывающего сопредельные территории, и искренне уверовал, что русские танки могут прийти в Минск. Сколь бы ни были абсурдны эти представления, белорусский лидер уже больше двух лет выстраивает свою политику, исходя из них. «Нас пугают: завтра Путин придёт, захватит. Ещё раз повторяю: откуда бы кто-то ни пришёл, мы будем за свою страну сражаться. А в ответ некоторым говорю: если сюда придёт Путин, то неизвестно, на чьей стороне будут воевать русские», – заявил Лукашенко 22 апреля 2014 года.
Однако, судя по всему, ставку он делает не на русских, а на местечковых националистов. По мысли президента РБ, именно «свядомые» хлопцы вроде того же Статкевича, в случае необходимости, должны будут сформировать «добровольческие батальоны» для отражения «российской агрессии». На мой взгляд, заигрывания белорусской власти с агрессивными русофобами представляют опасность, прежде всего, для самого Лукашенко.
Александр Григорьевич полагает, что будет использовать полезных идиотов из числа националистов в своих интересах. Так, кстати, думал и Янукович, взращивая под своим прямым контролем «Правый сектор», «Свободу» и прочих необандеровских недобитков. Чем закончилось – потерей страны и Ростовом. Соответственно, и в Белоруссии политическая ситуация может повернуться таким образом, что «идиоты», давно и плотно контролируемые западными центрами силы, припомнят Лукашенко все старые обиды. Однако «батька», как всегда, рассчитывает всех переиграть.
Фото Cont