Переговоры с премьер-министром Финляндии Юха Петри Сипиля, которые прошли в небольшом финском городе Оулу, Дмитрий Медведев назвал конструктивными и позитивными. Стороны признали взаимовыгодность дальнейшего торгово-экономическое сотрудничества, которое, увы, пошатнулось в последние годы. Главы правительств двух стран обсудили ряд важных совместных проектов на будущее, включая возведение АЭС в Финляндии и возможности строительства «Северного потока — 2”.
И всё же финский премьер заметил, что его страна полностью поддерживает политику Евросоюза в отношении антироссийских санкций.
«Не мы это придумали и не нам ставить вопрос об отмене. Сейчас надо минимизировать те экономические сложности, которые они создают», — заявил о санкциях Дмитрий Медведев…
С 1999 года объемы торговли двух стран выросли с 3,9 млрд долларов до 22,4 млрд долларов в 2008 году. Однако в последние годы российско-финляндский оборот, увы, начал сокращаться – в 2014 году на 15 процентов и в прошлом году аж на 39 процентов.
Этому есть ряд причин – и общее снижение экономического роста в обеих странах, и двусторонние санкции, и ослабление курса рубля и евро (последнего по отношению к доллару), и падение цен на нефть…
К примеру, импорт только продуктов из Финляндии в Россию сократился более чем на 70 процентов. Финские молочные продукты в нашу страну практически перестали поступать.
Тем временем в натуральном выражении российский экспорт в Финляндию (нефти, электроэнергии, удобрений) остается на прежнем уровне, тогда как объемы импорта из Финляндии сократились на треть. И сегодня Россия, долгое время занимавшая первую строчку в списке торговых партнеров скандинавской страны, уступила лидерство Германии и Швеции.
Зато инвестиционное сотрудничество двух государств в последние годы развивается – так, в прошлом году финны вложили в нашу экономику 2,7 млрд долларов, а мы в их – 2,5 млрд. Сегодня в России представлены более 400 финских компаний. И, хотя некоторые из них были вынуждены уйти с нашего рынка, большинство крупных игроков покидать его всё же не собираются. В Финляндии же освоились уже 3 тысячи компаний с российским участием
Г-н Сипиля признал, что Россия остается важным торговым партнером для Финляндии, несмотря на снижение товарооборота. Он рассказал об осуществляющемся с участием российских инвестиций проекте строительства в городе Оулу атомной электростанции. И выразил надежду, что Россия будет сотрудничать с Финляндией в рамках Арктического совета, председателем которого наши северные соседи будут в ближайшие пару лет.
Кроме того, стороны обсудили перспективы создания Северного морского пути, проект которого Финляндии готова развивать. А также проект строительства трубопровода «Северный поток — 2». «Вообще-то с такой инициативой выступила Европа, но Россия считает проект очень важным, коммерческим, он повысит доступность снабжения газом Европы. Мы, Россия, готовы этот проект осуществить, но при поддержке Европы, в том числе Финляндии»,- отметил Дмитрий Медведев. На что г-н Сипиля заметил, что финская сторона уже дала согласие на проведение оценки влияния «Северного потока -2» на экологию. «Для нас самое главное – тщательная оценка возможного воздействия этого проекта на окружающую среду», — подчеркнул финский премьер.
А вот по ряду международных вопросов – в частности, по поводу ситуации на Украине и в Сирии – стороны к общему мнению так и не пришли. Г-н Сипиля подчеркнул, что Финляндия на сто процентов поддерживает политику ЕС по санкциям и озабочена усилением боевых действий на востоке Украины и ситуацией в Сирии.
«Есть темы, по которым у нас не всегда совпадают точки зрения. Например, о ситуации на Украине и в Сирии, — заметил Дмитрий Медведев. — По нашему мнению, со стороны Украины мы наблюдаем абсолютный дефицит с точки зрения соблюдения договоренностей в рамках минских соглашений. Что касается Сирии, то все мы заинтересованы в мирном урегулировании и существовании Сирии как единого государства, которое будет иметь нормальную власть и не будет представлять угрозы для нормальных международных отношений».
Фото government.ru