После тех печальных событий, когда был сбит российский самолет, мы потеряли нашего крупнейшего партнера в экономической сфере. Когда наши военные самолеты уничтожили российский бомбардировщик, который, как утверждается, нарушил нашу границу с Сирией, а один из пилотов был убит во время катапультирования, это вызвало большое возмущение российского народа и руководства.
Президент России Путин, разочарованный произошедшим, несколько часов ждал от Турции «извинений». Когда «извинений» не последовало, он сделал то самое резкое заявление, положившее отношения двух стран в глубокую морозильную камеру. А в дальнейшем российская бюрократия перешла к активным действиям, претворив в жизнь решения, которые практически заморозили отношения между странами. Наша внешняя торговля, наши доходы от туризма очень пострадали от этого кризиса.
***
Незадолго до уничтожения российского самолета российский лидер Путин предупредил турецких официальных лиц о том, что Америка намерена создать коридор в Северной Сирии, от Кобани до Африна, и передать этот коридор Отрядам народной самообороны (YPG) — Рабочей партии Курдистана. Он также дал понять, что закроет глаза на шаги, которые Турция будет предпринимать в регионе для того, чтобы этого не допустить. В тот момент, когда Турция собиралась начать действия, направленные на то, чтобы помешать YPG перейти на запад Евфрата, мы сбили российский самолет. Или кто-то сделал это нашими руками. После этого происшествия Россия перекрыла нам кислород на севере Сирии. YPG перешли на запад Евфрата и захватили Манбидж. Если бы холод в турецко-российских отношениях продолжился, то сегодня Эль-Баб тоже был бы в руках YPG.
***
Самую раннюю, самую жесткую и четкую реакцию в ответ на попытку переворота 15 июля продемонстрировал президент России Путин. Он открыто и искренне поддержал сопротивление турецкого народа и г-на президента. После того как «параллельная структура» предприняла попытку путча по указанию «высшего разума», Турция осознала масштабы угрозы террористической организации FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen) и поняла, что может произойти. Инцидент, связанный с уничтожением самолета, был снова проанализирован. И когда возникло убеждение, что на самом деле этот самолет не должны были сбивать, начались инициативы по восстановлению отношений.
***
Турции необходимо разобраться в деталях этого кризиса, чтобы избежать подобных внезапных кризисов в дальнейшем. Например, почему в то время военные так настойчиво просили г-на премьер-министра дать им полномочия вмешиваться в полет самолета, нарушающего границу? Как они убедили бывшего премьер-министра Давутоглу (Davutoğlu) предоставить им такие полномочия? Почему Генштаб, получивший эти полномочия, передал их в ведение пилотов? Перед лицом какой опасности или угрозы премьер-министр пошел на это? Судя по тому, что у нашей южной границы не было других самолетов, кроме самолетов России и союзников, правительство не учло той вероятности, что эти полномочия могут быть использованы против российских самолетов? До сих пор российские самолеты на ограниченное время нарушали воздушное пространство многих стран в Черноморском регионе, включая наше воздушное пространство. В ответ ни на одно из этих нарушений не открывали огонь. Страны — члены НАТО, сталкивавшиеся с подобной ситуацией, предупреждали Россию нотой протеста. Но почему же мы сбили самолет, вместо того чтобы в ответ на это 17-секундное нарушение предупредить, направить ноту, и тем самым сделали то, что должны были сделать в самом крайнем случае? Кто построил этот заговор? Асад или орудие «высшего разума» FETÖ?
***
Наше общественное мнение волнуют ответы на эти вопросы. Конечно же, мы будем защищать свои границы, конечно, у нас есть право на самооборону. Разумеется, наше воздушное пространство — не постоялый двор. Естественно, все должны уважать наш суверенитет. Но мы сделали это, потому что попались на чью-то удочку или угодили в чью-то ловушку? Или же это была крайняя мера для защиты национальных интересов нашей страны? Чтобы не допускать подобных ошибок в дальнейшем, наше политическое руководство, дипломатия, ВС Турции должны тщательно проанализировать этот вопрос и поделиться результатами с народом.
***
С тех пор как в августе этого года г-н президент провел переговоры с Путиным в Санкт-Петербурге, что было сделано для того, чтобы вернуть турецко-российские отношения на уровень до самолетного кризиса и даже поднять их на еще более высокий уровень? Какие результаты мы получили? Как один из тех, кто следит за визитом нашего премьер-министра в Россию, я выступаю за быстрое восстановление турецко-российских отношений. Путин и Медведев на высшем уровне дают распоряжения в этом направлении. Но еще не все они нашли отражение на практике. Бюрократия, как известно, придумывает все что угодно, чтобы увильнуть от работы.
Нури Элибол (Nuri Elibol)