Суд в Москве начал заседание по заявлению бывшего депутата украинской Рады Владимира Олейника. Он требует юридического признания того, что на Украине в феврале 2014 года произошел государственный переворот. На этом процессе показания дал и бывший президент страны Виктор Янукович.
Дорогомиловский суд Москвы в четверг начал заседание по заявлению бывшего депутата Верховной рады Украины Владимира Олейника. Он хочет, чтобы российский суд юридически зафиксировал факт того, что в феврале 2014 года в Киеве произошел государственный переворот и бывший президент этой страны Виктор Янукович был отстранен от власти незаконно.
«Я подал это заявление, чтобы была поставлена хотя бы маленькая точка в вопросе о том, что это такое: революция гордости, или переворот, или что-то еще? Чтобы мои сограждане почитали это решение и сказали: «Слушайте, это же был переворот».
Многие граждане даже не знают о том, что произошло, думают, что новые власти законно поменяли конституцию и сменили президента.
Это будет очень важное решение для граждан Украины. Дальше мы потихоньку начнем процесс выхода на Конституционный суд Украины. Надо начать собирать подписи простых граждан для обращения туда. Кроме того, я уже обратился к уполномоченному по правам человека на Украине с заявлением о перевороте» — так объяснил сам заявитель собравшимся журналистам причины своего поступка.
Олейник также подчеркнул, что собирается обратиться в Европейскую комиссию за демократию через право (консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы) для признания факта госпереворота на международном уровне. Кроме того,
Олейник отметил, что с конца февраля 2014 года проживает в России, так как на Украине ему многократно угрожали, а его дом разграбили.
На заседании, которое началось в 11.00, присутствовало много журналистов из России и Украины. Впрочем, непосредственно в комнату, где шел процесс, журналистов не пустили. Они смотрели видеотрансляцию в соседнем кабинете.
В начале заседания Олейник объяснил судье Анне Шипиковой причины, по которым он обратился с заявлением в суд, и пояснил, что пошел именно в Дорогомиловский суд, так как это ближайший судебный орган по месту его нынешней регистрации. «Это не уникальный процесс. На Украине приблизительно с таким же заявлением гражданин этой страны пришел в Высший специализированный суд, чтобы установить факт агрессии России на Украине. Есть ли у него доказательства? Есть ли они у меня? Это вопрос оценки суда», — сказал бывший депутат.
Далее Олейник начал подробно перечислять подтверждения того, что в Киеве в 2014 году произошел государственный переворот. В частности, он рассказал о захвате квартала правительственных зданий в украинской столице, а также о нападении и разграблении воинской части и прокуратуры во Львове 21 февраля.
Олейник особо подчеркнул, что депутаты Верховной рады незаконно утвердили Александра Турчинова 22 февраля спикером украинского парламента и исполняющим обязанности президента страны.
«Депутатов перед заседанием, на котором рассматривались эти вопросы, избивали и угрожали им. Кроме того, по конституции Украины в случае, если президент не может исполнять свои обязанности, они должны быть возложены на премьер-министра страны. Но премьера тогда не нашли, а потому парламентарии издали специальный указ, по которому сами себе разрешили назначить Турчинова спикером и и.о. президента», — сказал Олейник.
По его словам, тогда была нарушена процедура голосования, так как все эти вопросы Рада рассмотрела в одно чтение. «По моим данным,
в момент отстранения от власти Янукович находился в Харькове, где встречался с местными депутатами, то есть был на территории Украины, и речи о том, что он не может исполнять свои обязанности, не шло»,
— пояснил Олейник.
Экс-депутат заявил, что вызвал в суд в качестве свидетелей бывшего главу МИД Польши Радослава Сикорского, министра иностранных дел Германии Франка Вальтера Штайнмайера и премьера Франции Лорана Фабиуса, а также бывшего президента Украины Януковича. По словам Олейника, три западных политика тогда провели длительные переговоры с Януковичем в поисках мирного варианта выхода из кризиса. Кроме того, они способствовали заключению соглашения между официальными властями Украины и оппозицией о прекращении конфликта и проведении конституционной реформы в стране.
«Сикорский, Штайнмайер и Фабиус тогда выступили гарантами соглашения с Януковичем, но не обеспечили его исполнение. Я не исключаю выдвижения иска к ним по этому поводу, чтобы указанное выше обстоятельство имело для них правовые последствия», — сказал бывший парламентарий. После этого судья сделала перерыв в заседании, а журналисты на время разошлись. Хотя о приезде в суд Януковича не говорилось как о неизбежном факте, все ждали именно бывшего главу Украины.
К 14.00 Янукович приехал в здание Дорогомиловского суда.
На четвертый этаж к кабинету судьи Шипиковой его повели по отдельной лестнице, по которой обычно водят подсудимых и подозреваемых, доступ посторонним на нее был закрыт.
Когда корреспондент «Газеты.Ru» попытался пройти к залу заседания, двое бойцов спецназа судебных приставов не пустили его даже на тот этаж, где расположено помещение. Другие журналисты как российских, так и украинских СМИ проходили туда беспрепятственно.
После этого к сотруднику «Газеты.Ru» подошел заместитель главы УФССП Москвы Михаил Никифоров и попросил покинуть этаж, на котором уже находился Янукович. Сам заместитель главного пристава столицы был в гражданской одежде и не показал своего служебного удостоверения, а кроме того, не представился. Узнать о том, что это Никифоров, удалось только с помощью сайта УФССП по Москве. Никто из работников службы судебных приставов и сотрудников пресс-службы суда не смог объяснить, почему они пускают на процесс прессу избирательно.
Тем временем Янукович в начале допроса согласился с трактовкой Олейником событий 21–23 февраля в Киеве.
По его словам, в результате незаконных действий Рады были приняты не соответствующие конституции страны законы, в частности, о его отстранении от обязанностей. «Все последующие действия, которые происходили в парламенте и при назначении нового правительства, были антиконституционными», — добавил Янукович. Он выразил надежду, что через какое-то время Конституционный суд Украины «даст свою верную правовую оценку произошедшим событиям».
Янукович также возложил ответственность на новые власти украинского государства за военные действия в Донбассе и иные негативные последствия для Украины, последовавшие за его отставкой. «Не имея фактически никаких оснований для начала войны против местного мирного населения, власть начала войну, в результате которой погибло около десяти тысяч людей, среди которых жители Украины и других стран.
Тысячи людей пропали без вести, сотни тысяч эмигрировали в другие страны.
Некогда процветающий регион Донбасс сейчас в руинах, и продолжает литься кровь. Мое глубокое убеждение, что война, которая была развязана представителями нашей власти, — это грубое нарушение прав человека, конституции, и за это надо нести ответственность… Буду свидетельствовать по всем этим фактам о государственном перевороте, который повлек тяжкие последствия для моей страны. Согласен с заявлением Олейника», — сказал бывший президент.
Действия новых властей привели к обвалу курса гривны, а в новом правительстве посты получили граждане иностранных государств, что, по сути, является нарушением суверенитета Украины,
добавил экс-глава страны.
Помимо прочего, Янукович отметил, что не говорил о превышении сотрудниками спецподразделения «Беркут» своих полномочий во время событий на «майдане». «Мои слова были неверно истолкованы в комментариях, СМИ, — сказал он. — Я не говорил о том, что сотрудники «Беркута» превышали свои полномочия. Я сказал, что были отдельные случаи, в которых надо было разобраться, превышали ли они полномочия».
Бывший украинский глава добавил, что дал поручение расследовать эти случаи прокуратуре, выводы которой затем должен был рассмотреть суд. «Мы действовали в соответствии с законом. У меня не было и нет прав обвинять сотрудников «Беркута» в превышении полномочий», — подчеркнул экс-президент. Янукович также заявил, что ни он, ни руководство правоохранительных органов не отдавали приказов о применении оружия на «майдане»: «Сотрудники правоохранительных органов пользовались законами Украины, ведомственными инструкциями».
Бывший президент пояснил, что, хотя мысли о том, чтобы объявить военное положение и ввести режим антитеррористической операции, были, время было упущено.
«Закон Украины, который действовал, не давал особых полномочий для принятия особых решений. Объявлять чрезвычайное положение было бессмысленно», — сказал Янукович.
Кроме того, координация действий на «майдане», по словам Януковича, велась из американского посольства в Киеве и поддерживалась западными странами. «Нам было известно, что в посольстве США действовал координационный штаб восстания», — сказал он.
По словам экс-президента, целью «майдана» было «разжечь ненависть к власти», поэтому снайперы стреляли только в невооруженных майдановцев и не стреляли в их лидеров. «Это был жесткий, кровавый сценарий. Кто его авторы, я не берусь утверждать, но та поддержка, которая была у «майдана» со стороны Запада и США, позволяет говорить, что эта поддержка была всесторонней», — считает Янукович.
Политик также подчеркнул, что у жителей Донбасса не было иного выхода, кроме как оказать вооруженное сопротивление новым украинским властям. «Война в Донбассе — это действия вооруженных радикальных групп против мирного населения, — сказал Янукович. — На население Донбасса, которое сопротивлялось отрядам радикалов с «майдана», повесили ярлыки — сепаратисты и террористы.
Новая власть не сделала ни одной попытки предотвратить насилие, естественно, мирное население стало защищаться.
В ответ были введены войска, так и началась война».
Следующее заседание Дорогомиловского суда по заявлению Олейника состоится в пятницу, 16 декабря. На заседании ожидается допрос бывшего главы администрации Януковича Андрея Клюева, бывшего генпрокурора Украины Виктора Пшонки и бывшего главы МВД этой страны Виталия Захарченко. Все они вызваны в суд в качестве свидетелей.