По итогам визита в Москву советника предвыборного штаба избранного президента США Дональда Трампа — Картера Пейджа — многие поспешили сделать преждевременные выводы о резком восстановлении российско-американских отношений, хотя на самом деле никаких громких заявлений от г-на Пейджа мы не услышали.
Скорее наоборот: он заявил о том, что все разговоры об отмене антироссийских санкций со стороны США носят «преждевременный характер», но в то же самое время подчеркнул, что недавняя сделка по «Роснефти», в которой смогли принять участие катарский фонд и Glencore, — «это, к сожалению, хороший пример того, как американские частные компании ограничены в большей степени из-за влияния санкций».
Что конкретно (и кем) еще обсуждалось с экс-советником Трампа в Москве, остается пока не известным широкой публике. И даже несмотря на то, что пока еще действующая администрация Обамы поторопилась обвинить Пейджа в том, что он якобы получал средства от Russia Today и потому-де никак не может считаться объективным, его визит сложно назвать «демонстрацией пророссийскости».
Одним из главных аспектов будущего российско-американского взаимодействия в 2017 году будет оставаться Украина. Главный вопрос: удастся ли договориться о разделе сфер влияния по этой стране? Иными словами, захочет ли администрация нового президента США брать на себя заботы по этому, уже далеко не профильному «активу» своего предшественника или предпочтет их скинуть на усмотрение России и Европы?
Уже подходит к концу 2016-й, а до сих пор непонятно, будут ли реализованы Минские соглашения хотя бы отчасти и насколько удастся это сделать в 2017-м. За прошедший год существенно поменялась атмосфера вокруг переговоров по реализации Минского договора — если в конце 2015-го у большинства западных лидеров еще оставались сомнения в том, кто является главным тормозом реализации Минска, то сегодня уже практически всеми признается: основная проблема состоит в нежелании Порошенко исполнять подписанные договоренности.
С другой стороны, одного понимания мало — необходимы практические выводы. С которыми западные лидеры, вложившиеся в киевский режим репутационно и политически, будут стараться тянуть максимально долго, ибо кому хочется публично признавать собственные ошибки, особенно накануне новой избирательной кампании? И если для французского лидера это уже большого значения иметь не будет (Олланд отказался от идеи баллотироваться на второй срок в силу крайне низких рейтингов), то фрау Меркель, надо полагать, постарается сделать все, чтобы о ее активной поддержке Украины забыли как можно скорее.
На столь невыгодном внешнеполитическом фоне Порошенко сталкивается с очень серьезными обвинениями от депутата Верховной рады Онищенко — в доказательно подтвержденном аудиозаписями системном подкупе парламентариев.
Дело в том, что сразу после госпереворота прежде в меру удачливый бизнесмен Александр Онищенко занял крайне лакомую нишу: он стал посредником в газовых схемах между Порошенко и прежними газовыми дельцами из команды Януковича. Сравнительно долгое время ему удавалось заниматься этим бизнесом без последствий со стороны конкурентов.
В тот момент, когда его решили заменить «своими людьми», он решил обнародовать ранее сделанные записи кулуарных переговоров с президентом. Записаны были также и переговоры с посыльными Порошенко, специально прилетавшими в Лондон на переговоры с Онищенко.
Теперь эти переговоры, переданные им правительствам США и Великобритании, могут стать спусковым крючком начала операции по «сливу» Порошенко. Недаром в Киев в конце декабря должен прилететь пока еще вице-президент Джо Байден — с кем и о чем он будет встречаться?
Внутри страны ситуация такая, что дай только отмашку посольства США на свержение Порошенко — толпы различных радикалов, неонацистов и представителей просто оппозиционных партий ринутся разносить по кирпичику его администрацию. Увы, в «небратской» республике теперь все работает только так. Поддержка действующего президента колеблется на уровне 15 процентов.
В том числе по этой причине возвращение Донбасса в состав Украины в ее нынешнем виде — фантастическая вещь и страшный сон для Порошенко. В ситуации, когда впервые за всю историю незалежности удалось добиться однозначного перевеса в сторону прозападных настроений (после ухода Крыма и создания ДНР–ЛНР), даже в этой потенциально комфортной среде Порошенко очевидно проигрывает. Можно только представить, что было бы в случае теоретической реинтеграции Донбасса вместе со всем его электорально активным населением. Забудьте. В первую очередь (не говоря уже про сам Донбасс) этого не захотят киевские элиты по причине боязни потерять насиженные места.
Но даже и эта «обескрымленная» и кастрированная (без донбасской промышленности) Украина не стала и не станет мононациональным государством. Согласно переписи населения, до Евромайдана украинцев на Украине жило меньше, чем русских в России. При том что формально Украина была унитарным (хоть и с автономным Крымом), а не федеративным, как Россия, государством.
Теперь ситуация, конечно, изменилась, но, в общем, не столь значительно: по факту Украина остается многонациональной республикой, нравится это кому-то или нет. Спросите венгров Закарпатья, румын Буковины, болгар, староверов и греков Бессарабии, русских Киева и «украинцев» Харькова, Одессы и Днепропетровска. Массовая инициативная паспортизация румынскими, венгерскими и болгарскими паспортами тому пример. Только (временно) киевские, преимущественно галицкие элиты это наотрез отказываются воспринимать, рисуя свою Украину по принципам национальных мини-государств Восточной Европы, забывая ее глубоко советское происхождение.
Поэтому Донбасс из такой Украины ушел и никогда не вернется. Поэтому Порошенко ждет крайне незавидная судьба. И поэтому разбираться, каким будет будущее Незалежной, вероятнее всего, снова придется нам, при формальном участии Европы.
Что год грядущий нам готовит?..
Фото MK
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня