Евразийское единство обязательно будут пробовать на прочность и дальше. Желающих делать это хватает. Одно дело, однако, когда тебя и твоих друзей испытывает противник, и совсем другое, когда сами друзья решают «дружить с оговорками».
Не секрет, например, что постоянно подвергаются испытаниям российско-белорусские отношения, хотя очевидно, чем обернулась бы для Минска потеря своего главного союзника. Невольно вспоминается, что Беловежская пуща – это символ распада, что символы тоже играют свою роль…
Кыргызстан, не устающий декларировать с момента свержения Акаева преданность идеям евразийской интеграции, одним глазом смотрит на Москву, другим – на Вашингтон и Стамбул. Называется это многовекторность.
Астана всегда отличалась суверенным подходом к внешнеполитическим вопросам и, несомненно, пользуется фактором громадной сухопутной границы с Россией. Пользуется по-разному.
Проверенным маркером «верности союзников» остаётся их позиция по Украине, которая при нынешнем режиме демонстрирует не только параноидальную агрессивность в отношении России, но и объявила войну евразийской солидарности, заявляя об отсталости «русского мира» и «ордынцев», в ряды которых зачислены и Минск, и Астана, и Бишкек, и другие страны, заявляющие о дружбе с Россией (Таджикистан, Армения, Узбекистан). Киев не раз определял эти территории как «транзитные» для связей «Великой Украины» с Китаем и странами Юго-Восточной Азии.
Тем не менее ни одна из стран, входящих вместе с РФ в состав членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не отнесла сегодняшнюю Украину к кругу опасных соседей. До сих пор ни одна из этих стран даже осторожно не выразила поддержку действиям России по воссоединению Крыма с Российской Федерацией и позиции РФ по Донбассу. А ведь общественные настроения в этих странах таковы, что население выразило эту поддержку давно. Гуманитарную помощь Донбассу собирают, замечу, даже в районных центрах Казахстана и Киргизии.
Страны, входящие вместе с РФ в состав членов ЕАЭС, продолжают рассматривать Киев, как крупного торгового партнёра, реализуя с ним такие проекты, как продажу Минском оружия и топлива для ВСУ. Выходит — партнёры Киева в проведении АТО. И при этом боевики из белорусской «Погони», воюющей против ДНР, открыто заявляют, что их следующая цель — Лукашенко и Кремль.
А пока к «цели» не подошли, «Молодой фронт» Дмитрия Дашкевича проводит в Белоруссии легальные антироссийские акции, прочие же антироссийские организации и издания, живущие на гранты, обвиняют Россию в придвижении к западным границам армейских группировок с целью «аннексии белорусской территории».
Однако это националисты. А вот уже представитель власти в лице пресс-секретаря МИД
Белоруссии
Дмитрий Мирончик, словно извиняясь за блокирование белорусским делегатом в ООН украинского проекта резолюции о положении прав человека в Крыму, заявляет: «Позиция Республики
Белоруссия
по Украине не поменялась ни на йоту. Вопрос о процедуре рассмотрения тематики прав человека в ООН лежит совершенно в другой плоскости и, по нашему твердому убеждению, не имеет никакого отношения к теме территориальной целостности Украины». И добавляет, что данную позицию министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей сообщил Павлу Климкину. Такие вот стратегические союзники «без таможен и границ»…
Оригинальной остаётся позиция Казахстана. Местная оппозиция Назарбаеву, считающая его «сателлитом Путина», с первого дня поддерживала киевский майдан, возмущалась «аннексией Крыма» и проводила акции поддержки АТО и Порошенко возле памятника Шевченко в Алма-Ате. Известно также, что представители казахстанской оппозиции проходили спецподготовку в лагерях «Правого сектора» в Днепропетровске и на семинарах в киевской Пуще Водице.
Удивительно, но Ак-Орда нашла в «украинском вопросе» опору именно среди своих внутренних противников. Облаивающие Путина казахстанские нацпаты и нацдемократы силятся сделать «крымскую тему» подтверждением империалистической политики России, вознамерившейся отнять у Казахстана его северные территории. Этот конёк казахских националистов с начала 90-х годов уже не надо раскручивать, все местные свидомиты, на вопрос где находится враг, укажут на север. На языке сотрудников Комитета национальной безопасности (КНБ) термин «сепаратисты» чаще применяется к жителям «русских территорий» Северного Казахстана, чем к тем же уйгурам, имеющим, кстати, эффективные боевые организации.
Готовность властей к мгновенной реакции по «русско-сепаратистскому вопросу» подтверждает и недавнее решение суда города Петропавловска, осудившего жителя Северо-Казахстанской области Чуприна Игоря Владимировича на пять с половиной лет колонии по статье 180, часть 2 (пропаганда нарушения унитарности и целостности Республики Казахстан, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории и дезинтеграции государства) и статье 174, часть 1 УК РК (умышленные действия, направленные на возбуждение национальной розни). В обоих случаях – при «пропаганде» и «умышленных действиях» — использовались информационно-коммуникационные сети. Так что «сажать за посты в соцсетях» — не прерогатива режима Порошенко.
Неважно, что в Казахстане появились авиарейсы в Симферополь, а казахстанские турфирмы пытаются привлечь местных туристов в Крым – официальные лица в Астане поддержки России в «крымском вопросе» не выражают.
А первый скандал «с Крымом» в Казахстане в сентябре 2015 года оказался связан с учебниками для 10 класса издательства «Мектеб», в которых Крым был указан российской территорией, легально, по результатам народного волеизъявления вошедшей в состав Российской Федерации после государственного переворота на Украине. Киев тогда начал истерично протестовать и потребовал у Астаны «содействовать незамедлительному отзыву указанных учебников из средних школ Республики Казахстан».
То, что спокойно сделали авторы учебников, оказалось не под силу Ак-Орде. Сотрудник посольства Украины в Казахстане Ирина Блащук в интервью «Радио Азаттык» с удовлетворением отметила в итоге, что «позиция Казахстана касательно Крыма не совпадает с текстом в учебниках».
А потом заместитель директора республиканского научно-практического центра «Учебник» Адильхан Дуйсебек заявил, что казахстанская сторона выпустила дополнительные листы с поправками к учебникам и раздала их по школам. «Текст о Крыме был обсужден с экспертами и министерством иностранных дел. Таким образом, он написан в соответствии с границами, обозначенными Организацией Объединенных Наций (ООН)», — успокоил киевские власти Адильхан Дуйсебек.
На днях стал известен ещё один скандал, теперь уже связанный с таможней. Казахстанский предприниматель из Павлодара купил на заводе в Симферополе ножи для косилок, уплатил косвенные налоги. И тут управление государственных доходов города Павлодара потребовало устранить нарушения налогового законодательства, «так как Республика Казахстан не признала Республику Крым как территорию Российской Федерации» и запросило таможенную декларацию на ввезённый товар.
Директор предприятия Наталья Поплавец говорит, что Россия и Казахстан – это территория Таможенного союза, что на ножи, привезённые в Павлодар из Крыма, никаких таможенных документов быть не может, поскольку таможен нет. «После того как Крым вошел в состав Российской Федерации, старые документы потеряли актуальность. Мы не должны в рамках Таможенного союза предоставлять эти документы», — подчёркивает бизнесмен. Полгода судились с налоговиками павлодарские предприниматели, в итоге суд признал их правоту и потребовал от местного управления государственных доходов «устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя». Как в анекдоте: «Ложку-то мы нашли, но осадочек остался…»
«Осадочек» заключается в павлодарском судебном прецеденте. Пока в других городах Казахстана таких историй не было, но страна большая и люди в ней разные, кто по ошибке может не признать правила Таможенного союза, а кто и с умыслом – ведь официального признания Крыма российской территорией Казахстаном пока нет.
Характерно, что заявления руководителей государств-членов СНГ об их независимости и суверенитете в вопросе о Крыме словно натыкаются на невидимое препятствие. Они говорят о «международном праве и принципах ООН», хотя случись что с ними (не приведи Аллах!), как это случилось, например, с Сирией (кстати, официально признавшей выбор населения Крыма), – и право это вместе с «принципами ООН» улетучится, как демократия из Украины. И ведь тогда, как всегда было в истории, они обратятся за помощью к Москве…
Нурсултан Назарбаев, без сомнения является одним из самых опытных политиков постсоветского периода, искусным мастером дипломатического лавирования и политической многовекторности. Однако помимо этого остаются ещё традиции, исторический код русского и казахского народов. А традиции эти свидетельствуют о единстве. Потому в Казахстане и в России так одинаково ждали выхода в прокат народного фильма «28 панфиловцев». Потому в Казахстане и в России так яростно противятся лжи о героях разъезда Дубосеково. Потому казахстанцы собирали деньги и одежду убиваемому украинцами Донбассу, потому в Алма-Ате под проливным дождём десятки тысяч людей идут колоннами «Бессмертного полка». Какой бы многовекторной ни была политика властей, как бы ни стремились чиновники соответствовать «принципам ООН», простым казахстанцам ближе общие герои, а не бандеровцы, для которых Казахстан всё равно останется «ордой», даже если американцы решат поставить новым президентом Казахстана какого-нибудь Саакашвили или Найема.