Ангела Меркель без особого труда добилась поддержки христианских демократов. Теперь дело за остальной Германией. Политологи считают, что в силу ряда особенностей политической жизни в ФРГ добиться расположения немцев «матушке» Меркель будет не так уж и трудно.
Ангела Меркель без особого труда добилась поддержки христианских демократов. Теперь дело за остальной Германией. Политологи считают, что в силу ряда особенностей политической жизни в ФРГ добиться расположения немцев «матушке» Меркель будет не так уж и трудно.
Успехи не падают с неба
В Эссене прошла двухдневная конференция Христианско-демократического союза Германии (CDU). Христианские демократы по традиции собираются в конце года, но эта конференция была особенной. Дело в том, что осенью 2017 года немцы должны выбрать новый парламент и канцлера.
Выбор Эссена в качестве места проведения конференции, скорее всего, не был случайным. Именно в этом промышленном центре на западе Германии фрау Меркель 16 лет назад была впервые избрана лидером христианских демократов. Очередное избрание ее председателем CDU именно в Эссене должно было, по замыслам руководства партии, иметь символический смысл.
Пока, наверное, рано говорить о шансах Ангелы Меркель в четвертый раз занять пост федерального канцлера, но уже сейчас можно сказать, что влияние на христианских демократов она несмотря на очевидный конфуз с мигрантами в прошлом году сохранила.
Когда фрау Меркель вышла на трибуну похожего на бункер времен середины прошлого века огромного помещения, она увидела перед собой две аудитории, относящиеся к ней совершенно по-разному. Для иностранцев, которые ей восхищаются, она после выборов Дональда Трампа новым президентом США стала лидером свободного мира. Однако у многих христианских демократов, составляющих основу ее базы поддержки в самой Германии, канцлер вызывает противоречивые чувства. Часть однопартийцев полагает, что она должна просить прощения. Миллионы немцев считают решение принять в прошлом году беженцев из Африки и Азии чем-то сродни политическому преступлению. Скептицизм по отношению к Меркель усилился на этой неделе после ареста мигранта из Афганистана, подозреваемого в изнасиловании и убийстве 19-летнего волонтера, а также задержания иракца, которого тоже подозревают в изнасиловании немки.
Меркель прекрасно понимает расклад сил и настроения в Германии.
Почти тысяча немецких консерваторов, съехавшихся в центр промышленного Рура из разных уголков Германии, четко услышали суть ее выступления на конференции: «Доверьтесь мне!» Доверьтесь и помогите в четвертый раз стать канцлером ФРГ. Судя по всему, христианские демократы по-прежнему доверяют «матушке» Меркель. Иначе ее бы, конечно, не выбрали в очередной раз лидером правящей партии.
Ангела Меркель говорила больше часа, но не сказала товарищам по CDU почти ничего нового. Предстоящие выборы пройдут в сложной как внутренней, так и во внешней обстановке. Большая часть Европы и всей планеты оказалась перед лицом экономической стагнации и политической нестабильности. В бушующем океане нестабильности Германия однако производит впечатление островка спокойствия. Эта стабильность, по словам немецкого канцлера, является результатом ее более чем десятилетнего руководства.
«Одиннадцать лет назад мы были больным человеком Европы,- напомнила г-жа Меркель однопартийцам.- Сегодня, по-моему, можно сказать, мы – якорь стабильности. Но эти успехи не упали с неба. Они завоеваны тяжелым трудом».
«Вы должны, должны, должны помочь мне!»- заклинала она слушателей в конце речи, показав крайне редкий для нее всплеск эмоций.
Меркель и ее ближайшие помощники, похоже, срежиссировали весь сценарий конференции, от которой так и веяло пессимизмом и унынием. Под стать бункеру времен разгара холодной войны было, например, и питание делегатов. С обедом, скажем, организаторам удалось в лучших традициях немецкой экономии уложиться в 5 евро.
Если Ангела Меркель надеялась разжалобить своим мрачным видом однопартийцев, то ее замысел удался. Мало кто сомневался, что ее вновь выберут председателем Христианско-демократического союза Германии. Всех интересовало, какой процент голосов она наберет. Накануне конференции политологи предполагали, что победа с результатом менее 90% будет сродни поражению. Г-же Меркель отдали голоса 89,5% делегатов. С одной стороны, это очень впечатляющий результат, если учесть, какое сопротивление встретила ее политика по отношению к мигрантам в Германии в прошлом году. С другой, хуже этого она показывала на выборах лидера CDU результат лишь однажды – в 2004 г. (88,4%). Для сравнения: в 2013 году она набрала 96,7%. Это лучший результат за четверть века, миновавших после объединения Германии.
Возможно, канцлер и рассчитывала показать результат лучше. Как бы то ни было, после выборов она заявила, что этот результат ее вполне устраивает.
«По правде говоря,- сказала она в интервью телеканалу ARD,- я была приятно удивлена, потому что мы живем в бурные времена».
Парадокс Ангелы Меркель состоит в том, что даже если она лишится поддержки христианских демократов из-за своего отношения к мигрантам, партии с противоположного фланга политического спектра все равно будут хвалить ее за деятельность на посту главы правительства.
В CDU понимают, что широкая поддержка Меркель представителями других партий – залог сохранения ей власти. Эта жесткая реальность сковала по рукам и ногам диссидентов внутри CDU.
Неуступчивая молодежь
Поддержка в районе 90%, конечно, говорит, что альтернативы Ангеле Меркель, по крайней мере, в CDU нет. Но естественно и то, что за такую поддержку приходится платить. Канцлер мудро обезопасила себя, пойдя на ряд уступок консервативному крылу в партии. Так, руководство CDU обещало накануне выборов не повышать в случае переизбрания налоги и ужесточить позицию по отношению к тем мигрантам, кто хочет остаться в Германии. Такой же малозначительной уступкой можно считать и впервые произнесенный канцлером запрет на ношение паранджи там, где это возможно с правовой точки зрения.
Оптимизма консерваторам в CDU, очевидно, прибавило то, что раньше Ангела Меркель избегала даже такого символического наступления на обычаи и традиции мусульман.
Давление консерваторов на г-жу Меркель по мигрантской политике правительства будет продолжаться и усиливаться по мере приближения выборов. Правое крыло CDU тревожит, что канцлер позволила крайне правой партии «Альтернатива для Германии» (AfD) украсть у него часть избирателей из-за позиции по отношению к мигрантам. Сейчас популисты из AfD имеют своих представителей в парламентах 10 из 16 земель ФРГ и полны решимости войти в сентябре 2017 г. и в бундестаг.
В этом году численность мигрантов благодаря принятым мерам резко снизилась. Гнев немцев по отношению к ним начал постепенно ослабевать. Одновременно начали расти и рейтинги CDU и ее баварской «сестры» — Христианско-социального союза (CSU). Эти две союзные партии, которые в Германии часто называют просто «Союз», сейчас имеют поддержку примерно 36% избирателей. Воскресный опрос социологической организации Emnid показал, что поддержка CDU/CSU выросла до максимальной за 10 месяцев – 37%. Это на 15% больше, чем у главных конкурентов и союзников по правящей коалиции — SPD. Между тем, еще совсем недавно рейтинг христианских демократов не превышал и 30%.
Рейтинг AfD в последние месяцы колеблется между 10 и 13%.
Проблема с мигрантами остается в Германии бомбой замедленного действия. Молодежная организация CDU — Junge Union (JU) с незначительным большинством выиграла голосование по отмене двойного гражданства. Ангела Меркель, напомним, с большим трудом не далее как в позапрошлом году договорилась по этому вопросу с социал-демократами. Несмотря на результат голосования канцлер уже заявила, что не поддержит отмену недавно принятого закона, потому что голосование на конференции носило рекомендательный, а не обязательный характер.
Хэдээсовские «комсомольцы», инициировавшие голосование, считаются в партии наиболее ярыми и последовательными критиками канцлера Меркель.
История с двойным гражданством показывает, насколько сложной будет задача Ангелы Меркель в предстоящие месяцы. При помощи соседей ей все же удалось взять под контроль поток беженцев, но интеграция почти миллиона африканцев и азиатов, приехавших в прошлом году, остается громадной проблемой. Недавняя череда преступлений, включая изнасилование и убийство 19-летней девушки в Фрайбурге мигрантом из Афганистана, показывает, с какими политическими вызовами придется иметь дело Меркель во время избирательной кампании, обещающей, по мнению специалистов, стать самой трудной в ее политической карьере.
Легкий поворот направо
«Наша главная задача – предложить что-то людям, живущим в этой стране,- сказала в конце речи на конференции в Эссене Ангела Меркель.- Мы хотим предложить что-то всем немцам, а не каким-то отдельным группам населения».
Времени для создания четкой программы, с которой можно идти на выборы, у фрау Меркель не так уж и много. Перед федеральными выборами, напомним, выборы пройдут в трех землях ФРГ. Канцлер, скорее всего, будет сражаться за голоса избирателей, как обычно с центристской позиции.
В CDU часто используют лозунг «Центр». Однако в партии есть силы, которые тянут ее в разные стороны. После конференции у наблюдателей сложилось мнение, что сейчас, по крайней мере, Ангела Меркель решила не менять привычную стратегию. Хотя, судя по высказываниям самой Меркель о парандже, она готова немного повернуться в правую сторону. Это, по ее мнению, поможет не только успокоить своих правых, но и будет способствовать восстановлению старых отношений с CSU, изрядно испорченных в последнее время все из-за тех же мигрантов.
Опросы свидетельствуют, что выдвижение Меркель своей кандидатуры помогло повысить рейтинги CDU и CSU. Согласно опросу ZDF, проведенному в конце ноября, 64% респондентов довольны тем, что она будет участвовать в выборах.
Социал-демократы выберут соперника Меркель в январе 2017 года. Опросы показывают, что Мартин Шульц, дорабатывающий последние дни на посту президента Европарламента, мог бы оказать ей куда более сильное сопротивление, чем лидер SPD, вице-канцлер и министр экономики и энергетики Зигмар Габриэль. Шульцу, который уже заявил о возвращении в немецкую политику, прочат как минимум портфель министра иностранных дел, но он вполне мог бы при случае бросить перчатку Меркель и на выборах канцлера.
В собственной партии серьезных соперников у Ангелы Меркель нет. Одним из противников в CDU является 36-летний Йенс Спан, замминистра финансов ФРГ и лидер консервативного крыла христианских демократов, сделавший внушительный карьерный прыжок за один лишь год. Его можно считать одним из победителей мигрантского кризиса. Именно Спан может в скором времени стать проблемой для Ангелы Меркель в ее собственной «квартире».
Несмотря на повышение рейтингов как партии, так и ее личного положение Ангелы Меркель далеко от того, что было три года назад.
«Впервые проявился негативный меркелевский фактор,- объясняет в интервью газете Washington Post Карл-Рудольф Корте, руководитель Школы управления при университете Дуйсбург-Эссен.- Многие считают, что Меркель несет ответственность за беспорядки в прошлом году, когда в страну приехали 890 тыс. мигрантов, и видят в ней большой риск для партии».
Политическая судьба г-жи Меркель, скорее всего, во многом будет зависеть от ситуации с мигрантами, количество которых в конце прошлого года резко снизилось. С экономикой и другими сферами у нее проблем нет – в стране рекордно низкая безработица и растущий уровень жизни.
В интервью партийному каналу Youtube Ангела Меркель подчеркнула, что избирательная кампания будет касаться не только мигрантов.
«Много места будет посвящено экономике,- сказала она,- социальной безопасности и семейной политике».
Отсутствие серьезных противников не значит, что дорога к четвертому сроку на посту федерального канцлера будет для Меркель гладкой и усыпана розами. Отрицательно на ее шансах на победу может отразиться целый ряд событий, например, повторение прошлогоднего сексуального насилия мигрантов. В состоянии существенно повлиять на выборы в Германии и… Реджеп Тайип Эрдоган, неоднократно угрожавший выйти из соглашения с ЕС по мигрантам.
Едва ли будет способствовать повышению рейтинга канцлера и сравнение с Хиллари Клинтон. Всем памятно знаменитое сравнение Дональда Трампа, назвавшего главную соперницу «американской Ангелой Меркель». Сейчас противники канцлера все чаще говорят, что это она, фрау Меркель, похожа на неудачницу Хиллари Клинтон, а не наоборот.
Сходство между двумя видными политиками в юбках видно невооруженным глазом. Хиллари также, как сейчас Меркель, почти все эксперты предсказывали легкую победу на выборах. Ангелу Меркель часто называют «безальтернативной». Кстати, сама она, отвечая на вопрос ведущего телеканала ARD об отсутствии альтернативы на выборах на пост лидера партии, заявила, что незаменимых людей нет.
Так же, как миссис Клинтон, фрау Меркель превратилась в поляризующую общество фигуру. Количество антимеркелевских граффити по всей Германии стремительно увеличивается несмотря на то, что 55% немцев хотели бы видеть ее вновь на посту федерального канцлера. Любопытно, что солидная доля этой поддержки не от коллег по партии, а от оппозиции. Например, более 70% «зеленых», т.е. примерно столько же, сколько христианских демократов, согласно недавнему опросу считают, что консервативный канцлер отлично работает на посту главы правительства.
«Мы – главная сила в Германии и хотим ей остаться и впредь,- сказала Ангела Меркель в конце своего выступления в Эссене.
Возможности для этого так же, как у самой Меркель вновь возглавить правительство ФРГ, имеются. Весь вопрос в том, как долго она сумеет лавировать в море внутренней и внешней политики, которое с каждым днем становится все более бурным и непредсказуемым. Для того, чтобы узнать это, нужно время. И еще нужно, конечно, чтобы христианские демократы и Ангела Меркель победили осенью 2017 года.
Фото ТАСС