В Мире

Киев держит Европу в ежовых рукавицах

Отношения Москвы и Брюсселя, существенно подостывшие за последнее время, должны нормализоваться в 2017 году после выборов, которые пройдут в ключевых странах ЕС — Франции и Германии. На это, во всяком случае, надеется наш постпред при Евросоюзе Владимир Чижов, мнение которого приводит РИА «Новости».

Состояние этих отношений в настоящее время дипломат охарактеризовал, как «явно не нормальное». И признал, что «так дальше продолжаться не может и не должно». При этом он отметил, что Россия не ставит каких-либо условий за возобновления полноценного диалога с ЕС «на разных уровнях, по разным сюжетам».

«Мы ни одной двери для Евросоюза не закрывали, политический диалог в урезанном формате как шел, так и идет», — подчеркнул Чижов.

Вопрос об отношениях с Россией давно превратился в своего рода «камень преткновения» для европейского сообщества. Но даже несмотря на то, что в декабре Евросоюз продлил еще на полгода санкции против нашей страны, былого единства здесь уже нет. Целый ряд стран-членов ЕС все активнее выступают с критикой подобной политики Брюсселя, противоречащей, прежде всего, самим европейцам, и призывают к восстановлению нормальных отношений с Россией.

Но стоит ли ждать позитивных перемен в этом смысле так скоро? И есть ли, действительно, здесь какая-то связь с выборами, которые пройдут в 2017 году в Нидерландах, Франции и Германии?

— В марте этого года — я напомню — глава европейской дипломатии Федерика Могерини от имени Евросоюза представила документ, содержащий пять основных принципов взаимоотношений с Россией, — комментирует ситуацию заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. — Наш МИД — в лице министра Лаврова — ответил предложением о необходимости «инвентаризации» наших отношений, передав соответствующий документ в Евросоюз. Но пока ЕС конкретного ответа не дал.

Поэтому возможность улучшения отношений надо связывать с доброй волей ЕС сделать ответный шаг России и, соответственно, провести эту так называемую «инвентаризацию». Чтобы понять, по каким направлениям, трекам мы можем найти взаимопонимание в ближайшей перспективе — на фоне кризиса вокруг Востока Украины и Крыма, к которым еще добавляется и сирийский кризис. По каким направлениям мы можем работать в этих условиях — условиях санкционного давления. А какие сферы, по всей видимости, нам нужно будет перенести на будущее.

При этом — обращаю ваше внимание — Чижов подтвердил, что экспертный и рабочий диалог по многим направлениям продолжается. Даже, насколько мне известно, по такому сложному вопросу, как облегчение визового режима между ЕС и РФ. Есть возможности для отдельных групп граждан — молодежи, студентов, школьников и т. д. — его упростить. И эти вопросы обсуждаются.

— Вопрос в том, станет ли будущий год поворотным в отношениях России и ЕС? Или же к нормальным отношениям, как заявляла ранее та же Могерини, мы уже не вернемся?

— Надо понимать, что пожелания Владимира Чижова являются естественными пожеланиями дипломата. С надеждой на то, что новый президент Франции и новое коалиционное правительство в Германии (правда, здесь пока более сложная ситуация) пойдут навстречу пожеланиям своего бизнес-сообщества, электората, и начнут, возможно, смягчать санкционное давление.

Однако ожидания эти чисто теоретические.

На мой взгляд, в ближайшее время все будет определяться не исходами президентских и парламентских выборов, а ситуацией вокруг Востока Украины. А в 2017 году эта ситуация, к сожалению, не изменится по причине нежелания групп по интересам на Украине.

Это не зависит от Порошенко, а зависит от его окружения — что-либо изменить на этом треке. Причина очень простая — эти группы заинтересованы в сохранении санкционного давления на Россию со стороны ЕС, США и других стран Запада.

То есть, ситуация, к сожалению, будет определяться не пожеланиями стран ЕС, а позицией Украины и соответствующих групп по интересам. Украина сделает все для того, чтобы «Минск-2» не выполнялся. Потому что пока это им будет удаваться, будет сохраняться и санкционное давление на Россию.

Поэтому возможно, скорее, улучшение политического климата и каких-то фоновых составляющих наших отношений. Но в целом заметного улучшения отношений, в связи с избранием нового президента Франции или канализационного правительства в Германии, ждать не стоит.

То есть, конечно, это было бы очень хорошо. Но, по всей видимости, возможное улучшение отношений между ЕС и Россией пойдет не по пути смягчения санкционного давления. А по пути расширения экспертного диалога, рабочего диалога и на уровне отраслевых диалогов.

 — Получается, что Киев просто манипулирует ЕС и теми 28 странами, которые в него входят?

— Для Киева это единственная возможность оказывать давление на Россию. Других — нет. И он будет пользоваться этой возможностью до последнего, это надо понимать.

Не разделяет оптимизма нашего представителя в Евросоюзе и заведующий кафедрой регионального управления ИГСУ РАНХиГС, профессор, доктор политических наук Владимир Штоль:

— Мне понятно его искреннее стремление к нормализации российско-европейских отношений. Это, действительно, необходимо. И это было бы полезно и продуктивно для обеих сторон.

Евросоюз остается нашим крупнейшим экономическим партнером. Это объективная реальность, которую, естественно, необходимо учитывать, говоря о наших двусторонних отношениях. Хотя, надо сказать, что с момента объявления санкций в 2014 году до сегодняшнего дня товарооборот России и ЕС заметно сократился — примерно в два раза.

Кроме того, мы все прекрасно понимаем, что антироссийские санкции имеют не только экономическое измерение. Но и политическое. Я имею в виду персональные санкции против физических лиц — политиков, руководителей компаний, депутатов… Все это наносит серьезнейший удар в вопросах доверия и в культурной, и в финансовой, и в политической, и любой другой области.

Поэтому вполне естественно желание, чтобы эти отношения изменились к лучшему.

 — По-вашему, это возможно?

— Во всяком случае, рассчитывать на смену власти или появление новых трендов во внешней политике — пускай даже и ведущих западноевропейских стран — я бы не стал. Это было бы наивно. Все-таки надо понимать, что санкционный режим в отношении нашей страны исходит первоначально не от ЕС, а от США.

Да, там меняется несколько риторика: не трудно сопоставить заявления Обамы и заявления нового президента Трампа относительно нашей страны. Если первый, как мы помним, ставил Россию в один ряд с такими напастями нашего времени, как ИГИЛ* и лихорадка Эбола, то говорить о какой-то симпатии в развитии отношений, наверное, очень сложно.

 — Трамп убрал Россию из списка угроз нацбезопасности США…

— Это хорошо. Но надо понимать, что американские элиты — в любом случае — не позволят ему резко поменять курс в отношении нашей страны. Поэтому даже от Америки мы не можем в скором времени ожидать каких-то резких изменений.

Давайте вспомним, из-за чего нас обложили санкциями? Первый фактор — это воссоединение Крыма и Севастополя с Россией. Второй — ситуация в Донбассе.

Отмену ограничительных мер Запад почему-то привязал к «строгому соблюдению Россией Минских соглашений». И никто там не хочет понимать, что мы не сторона конфликта.

И что такие вопросы, как прекращение боевых действий, проведение выборов с ДНР и ЛНР и восстановление восточной границы Украины, действительно, от России зависят в значительно меньшей степени. А все эти претензии можно было бы адресовать тому же Порошенко. Или тем, кто сегодня находится у власти в стольном граде Киеве.

Но адресуют нам, руководству России. То есть, нас хотят заставить выполнять то, что тексту самого документу и не предполагалось даже. Это настолько же абсурдно, как если бы мы требовали того же, например, от Германии или Франции, которые в этом смысле являются абсолютно равными с нами участниками «нормандского формата», т.е. гарантами соблюдения Минских соглашений.

Сторонами этого конфликта являются Украина и народные республики Донбасса.

Но опять же, украинская и крымская тематика, это всего лишь формальный повод — не причина. Не было бы этой ситуации, придумали бы что-то другое. Это формальный предлог, который был использован Западом для обострения отношений с нашей страной. И прежде всего, конечно, для оказания давления на российские элиты и действующего президента РФ.

 — С какой целью?

— Я просто напомню, что вся эта травля началась значительно раньше — не с момента Майдана, осенью 2013 года. А в 2011-м, с самого начала предвыборной кампании Владимира Путина. Тогда Байден, будучи уже вице-президентом США, выступил с совершенно возмутительным заявлением о том, что Путину не следует выдвигать свою кандидатуру на пост президента РФ.

По своей наглости и бесцеремонности это заявление — второго, по сути, человека после президента в политической иерархии США — просто не имеет аналогов.

То есть, началось все задолго до украинских событий…

Но санкции, как мы знаем, продлены. Как минимум, до лета. Поэтому говорить о каких-то позитивных переменах в ближайшей среднесрочной перспективе, я думаю, нет оснований.

Возможно, после выборов риторика будет менее жесткой. И смягчится позиция отдельных стран — таких, скажем, как Словакия, Чехия, Венгрия — в отношении санкционного режима. Может быть, будут придуманы какие-то обходные пути для восстановления торгово-экономических отношений. В целом это не меняет ситуации. И говорить о возвращении к уровню 2013 года в отношениях с ЕС сегодня, наверное, пока преждевременно.


* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.

Источник

Фото ZUMA

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.