Президент Украины Петр Порошенко назвал введение безвизового режима с Европейским союзом шагом к возвращению Крыма и Донбасса.
«Если хотите — это дополнительный стимул и для возвращения власти на Донбасс, и один из первых элементов стратегии возвращении Крыма. Это создание мотивации для крымчан: или у вас есть свобода передвижения, свобода инвестиций и ряд других преимуществ, или вы сидите в оккупированном Крыму с ограничением международных путешествий», — цитирует Порошенко портал LB.ua.
По словам президента, отдельные граждане Крыма и Донбасса смогут получить биометрические паспорта, которые являются обязательным условием для безвизовых путешествий, однако каждый случай будет рассматриваться по отдельности.
«В целом же мы сможем гарантировать, что все украинские граждане, которые проживают на временно оккупированной территории, смогут получить и биометрический паспорт, и право путешествовать без виз после возвращения украинского суверенитета», — заявил украинский лидер.
Отметим, что в народных республиках пока никак не отреагировали на заявление украинского президента. В то же время вице-премьер, министр внутренней политики, информации и связи Республики Крым Дмитрий Полонский, комментируя это предложение, назвал его «бусами для папуасов».
Вопрос: найдутся ли такие «папуасы», которые соблазнятся на «бусы» Киева? С Крымом, как известно, вопрос закрыт, а насколько в реальности такая мотивация может заинтересовать жителей Донбасса?
— Кого-то, конечно, может, — считает директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин.
— Хотя не думаю, что число таких жителей Донбасса будет велико. В целом же очевидно, что на территориях подконтрольных Киеву, и тем более на неподконтрольных, к нынешнему внешнеполитическому курсу Украины относятся отрицательно. Для большинства жителей Донбасса это лишь очередная демонстрация того, что их мнение в Киеве не учитывается, потому что для них важнее отношения вовсе не с ЕС, а с РФ. Это периодически с глубоким разочарованием признают и представители украинской власти, и украинские военные, и волонтеры.
Ну и понятно, что людей, которых серьезно ограничили в передвижении по родному региону, которых в значительной степени поразили в правах в собственной стране, вряд ли можно массово привлечь подобными вещами, тем более что поездки на Запад актуальны для незначительного числа граждан Украины, проживающих в Донбассе.
— А насколько это актуально для крымчан в условиях, когда они находятся в блокаде и не имеют возможностей свободно передвигаться по миру?
— Я бы не стал говорить, что крымчане не имеют возможности свободно передвигаться по миру. Большая часть мира для них открыта, и жители полуострова совершенно спокойно путешествуют. Да, с поездками в страны Шенгенской зоны и некоторые другие страны сегодня есть проблемы. Кто-то этим, наверняка, недоволен, но в целом соцопросы в Крыму свидетельствуют, что уровень поддержки присоединения к РФ сопоставим с результатами референдума 2014 г. Т.е. крымчане и через почти три года довольны своим выбором, а значит, полагают, что приобретения (не обязательно материальные) от присоединения выше, чем издержки.
«Безвиз» — это бренд, гиперраскрученный украинскими СМИ, ну, а там, где у них нет монополии — в первую очередь речь, разумеется, о ТВ — значимость безвизового режима с ЕС оценивается людьми куда более сдержанно. Да и в целом, я не представляю, чем нынешняя украинская власть в принципе может заинтересовать статистически значимое число жителей Крыма.
— А для украинцев «безвиз» может стать мотивацией для поддержки нынешней власти? Не для этого ли скакали на Майдане? Насколько вообще это изменит жизнь украинцев?
— На Украине чем дальше, тем больше завышенность ожиданий от безвизового режима понимают даже горячие сторонники Майдана, тем более, что если ЕС на него и пойдет, то с серьезными ограничениями.
Большинство населения по факту не почувствует никаких изменений. Но при этом не стоит недооценивать символическую значимость этого шага. На Украине это будет воспринято очень многими как то, что европейцы признали их «своими» и именно так это будет подано практически во всех украинских СМИ. Об этом будут постоянно говорить политики и другие лидеры общественного мнения.
Поэтому, думаю, что на какое-то время это позволило бы власти повысить рейтинги.
— Порошенко сам верит в то, что говорит, или это дежурные слова?
— Мне сложно судить о том, что думает и во что, действительно, верит Порошенко. Но надо понимать, что постоянные отсрочки с безвизовым режимом до недавнего времени несли больше позитива, чем негатива для украинской власти. Ведь если бы Европа пошла на этот шаг год или два назад, то многим на Украине стало бы ясно, что толку от этого особого нет.
А так была выбрана грамотная тактика: в «безвизе» и не отказывали, и не давали его, что позволяло и дальше эффективно использовать эту «морковку» для украинцев. Сейчас ситуация меняется. Уже явно чувствуется усталость общества от постоянных «завтраков» и переносов дат, поэтому вероятность того, что в каком-то виде безвизовый режим Украина все-таки получит, достаточно велика. Не сейчас — так чуть позже.
На мой взгляд, европейцы тянут не только потому, что боятся наплыва украинцев. В ЕС запросто могут назвать введением безвизового режима то, что им по факту являться не будет, лишь несколько изменятся существующие барьеры. Через некоторое время возникнет вопрос: как дальше поддерживать еврооптимизм украинцев? При том, что результата от «безвиза» реального нет, как нет и перспектив по дальнейшей интеграции — этот момент очень четко и постоянно подчеркивают наиболее влиятельные европейские лидеры. Придется выдумывать очередной проект типа Восточного партнерства. При необходимости это сделают. Но пока работает тема с безвизовым режимом, зачем изобретать велосипед?
— Попытки купить крымчан по 30 евро (визовый сбор для граждан Украины — авт.) за человека — это плевок в лицо со стороны Порошенко, — считает экс-депутат Одесского облсовета, член экспертного совета Института инновационного развития Алексей Албу.
— Порошенко продолжает мыслить торгашескими категориями, в меркантильной плоскости. Он до сих пор не понял, почему народы Крыма решили распрощаться с Украиной. Он думает, что если с крымчан не будут брать по 30 евро за визу в Европу, то они сразу станут в очередь за возврат в Украину. Президент Украины не понимает истинных мотивов крымчан, а значит, у него никогда ничего не получится.
Ведь люди ставили блокпосты на перешейке не потому что не могли уехать в Европу без виз, а потому что их избивали под Корсунь-Шевченковским, потому что к ним направляли «поезда дружбы» для того, чтобы силой заставить любить Украину. Потому что не разрешали говорить, смотреть фильмы и вести делопроизводство на родном, русском языке. Потому, что видели, что творится в Одессе, Харькове, Киеве и других городах Украины.
Ещё одной причиной продолжения разговоров относительно безвизового режима с Европой является нежелание признавать своё поражение в данном вопросе. Несмотря на то, что все люди понимают, что никакого безвизового режима не будет, понимают, что их обманывают, Порошенко продолжает мусолить данную тему и обманывать людей. Это является ещё одним свидетельством скотского отношения уже к народу Украины со стороны президента.
— В своих новых размышлениях Порошенко сумел скрестить целых два мифа, которыми живет его администрация, — отмечает руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог Игорь Рябов.
— Первый миф — о том, что Украине дали безвизовый режим. По факту это никакое не «свободное перемещение» за пределами границы Украины. Это фактически открытая туристическая виза. То есть любой богатый человек может отдыхать в Европе круглый год, не вопрос. При этом Европа прописала алгоритм экстренной отмены этого режима, который является серьезным ограничителем. Второй миф о том, что Украина имеет сегодня хоть какие-то привлекательные черты, пряники для крымчан. Украина все свои пряники и печенье съела на Майдане. По логике Порошенко, прекрасный безвизовый режим с ЕС способен вовсе совершить революцию в России. Мечтатель.
— Насколько для тех же крымчан критично то, что им сузили возможность путешествовать по миру?
— Многие крымчане сегодня отдыхают в Израиле, путешествуют по Европе. Главный ограничитель в этом смысле — экономический и транспортный. Летать приходится через Москву, а на отдых в Европе нужно копить средства.
— Вице-премьер, министр внутренней политики, информации и связи Республики Крым Дмитрий Полонский назвал обещания киевских политиков о скором введении для украинцев безвизового режима с ЕС «бусами для папуасов». Есть ли «папуасы» в Крыму?
— С точки зрения властей Украины, в Крыму живут именно папуасы, причем давно. Их можно обманывать, под видом евроинтеграции, которой крымчан кормили все последние годы, грабить полуостров, выкачивать все его экономические ресурсы. Вопрос даже не в том, что в Крыму живут не папуасы, а в том, что и бус-то в Киеве нет.
— То есть, в реальности у Киева нет ничего, что можно предложить Крыму?
— В принципе, в украинское время в Крыму неплохо развился бизнес благодаря либеральному законодательству. Россия получила в лице Крыма республику с очень высокой долей малого бизнеса. Сегодня ему тяжело. В случае выздоровления украинского государства Крым вполне может восстановить экономические связи с Украиной. Но это тот случай, когда кто дает, а кто берет — вопрос вторичный.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня