Президент Обама решил использовать недолгое оставшееся время в Белом доме, чтобы закрепить свое политическое наследие в сфере экологии – в противовес ожидаемым действиям Трампа в угоду нефте-, газо- и угледобытчикам. Обама и его канадский единомышленник – либеральный премьер-министр Джастин Трюдо – запретили бурение нефтегазовых скважин на арктическом шельфе Северной Америки.
Введенный Обамой запрет не имеет срока действия. Он применил закон 1953 года, который позволяет президенту своим указом выводить из оборота – т.е. запрещать для сдачи в аренду – участки континентального шельфа США. Этот закон не предусматривает возможности для последующих президентов отменять подобные указы. Хотя, с другой стороны, он и не содержит запрета на «контруказы»: как считает эксперт по энергетике Торговой палаты США Кристофер Гуит, Трамп вполне может отменить природоохранный акт Обамы.
Но даже если Трамп увидит гипотетическую возможность отмены обамовского указа, он может не увидеть целесообразности этого. Во-первых, пишет журнал Foreign Policy, экологические движения тут же возбудят судебные иски против администрации Трампа, и пойдут затяжные судебные тяжбы. Во-вторых, интерес к арктическим месторождениям нефти и газа со стороны энергетических компаний является весьма ограниченным, чтобы не сказать – минимальным. Например, корпорация Shell, потратив на арктическое бурение $7 млрд, осенью 2015 года бросила это дело и ушла из Заполярья.
Цены на энергоносители недостаточно высоки, чтобы стимулировать огромные затраты на нефтегазодобычу за Полярным кругом, – тем более, что в Америке достаточно нефти, обычной и сланцевой, на более умеренных широтах. И, хотя цена барреля в последнее время несколько выросла благодаря соглашению ОПЕК и России об ограничении добычи, в Америке не очень верят в долговечность этого соглашения и порожденного им ценового подъема.
Так что решение Обамы о выключении из будущей нефтегазодобычи американской акватории Чукотского моря и моря Бофорта произвело впечатление разве что на активистов экологического движения – они ликовали. А также на законодателей штата Аляска, которые, напротив, негодовали – они мечтают о пополнении казны штата за счет наращивания заполярной добычи углеводородов. Канадский запрет, принятый премьером Трюдо, впечатляет еще меньше – хотя бы потому, что он, в отличие от американского, не имеет неопределенного срока действия, а должен пересматриваться каждые пять лет.
Но вся эта возня – нефтяники и Трамп против экологического движения и Обамы – представляется малозначительной лишь до тех пор, пока речь идет только о добыче ископаемых углеродов. На Арктику надо смотреть гораздо шире, заявляет ряд авторитетных экспертов: в этом стратегически важном и богатом ресурсами районе Земного шара надо обеспечивать свое политическое, экономическое и военное присутствие. А его с американской стороны практически нет.
Зато с российской стороны оно очень велико, отмечает еженедельник The Week: в последние годы в Арктике появилось шесть новых российских баз; у России в Заполярье 16 глубоководных портов и 13 военных аэродромов; военные объекты РФ за Полярным кругом защищают новейшие ракеты класса земля-воздух S-400, а также сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Бастион». Россия, пишет журнал, проводит на Севере крупномасштабные военные учения.
Маневры в Арктике иногда проводят и США, но никаких серьезных военных баз у Америки там нет, хотя планируется размещение новейших истребителей F-35 на Аляске и противолодочной авиации – в Исландии. У американцев в Заполярье есть лишь один действующий тяжелый ледокол, в то время как у российского государства их 24, а еще 19 принадлежат российским компаниям. В свете такого катастрофического отставания США от России военные бьют тревогу: два бывших верховных главнокомандующих силами НАТО в Европе, Джозеф Ролстон и Джеймс Джонс (последний был также советником президента Обамы по национальной безопасности), подчеркивают, что прекращение выдачи разрешений на бурение в Арктике «станет еще одним сигналом стратегического ухода США из данного региона».
До недавнего времени казалось, что администрация Обамы разделяет озабоченность экспертов недостаточным присутствием США в Арктике. Президент США лично продвигал программу строительства новых ледоколов. Специальный представитель президента по Арктике, бывший главком береговой охраны Роберт Папп подчеркивал, что «мы еще долго будем зависеть от нефти и газа», и Арктика имеет в этой связи повышенное значение: там находится, по оценкам, 13% неразведанных запасов нефти и более 30% – газа.
Видимо, под занавес Обама решил изменить свою арктическую политику и подарить утешительный приз «зеленым» и прочей леволиберальной общественности (в свете победы на выборах Трампа). Что, вообще-то, несколько парадоксально. Как отмечает на страницах журнала Foreign Policy эксперт по Арктике, отставной адмирал Дэвид Титли, Америка тем самым «отказывается от производства энергии в Арктике в пользу тех, у кого хуже обстоит дело с природоохранными стандартами, – а именно России».
Фото Википедия