Возможно, это попытка выдать желаемое за действительное, однако не исключено, что Владимир Путин оказал нам огромную услугу. Он предупредил нас об истинной угрозе кибервойны, и сделал это таким способом, — и вновь мы говорим всего лишь о вероятности, — что в результате это может заставить нас рассматривать ее как серьезную национальную угрозу и начать принимать эффективные контрмеры.
Разумеется, американцы осведомлены относительно опасности кибератак. Создается впечатление, что через каждую пару недель мы сталкиваемся с резонансным «взломом», который, как правило, означает похищение значительного количества персональных или корпоративных данных. Недавним примером может служить объявление компании Yahoo о том, что в 2013 году она подверглась хакерской атаке, в результате которой у нее были украдены данные примерно 1 миллиарда пользователей.
Однако обычная реакция на такие инциденты не является особенно острой. Мы рассматриваем кибератаки «в основном, как неприятность — как событие неудобное, возможно, даже немного вредное, но такое, с которым можно жить», — отмечает Джеффри Айзенах (Jeffrey Eisenach) из Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute). И подобного рода благодушный подход нельзя назвать полностью неуместным.
Пока кибератаки не представляют угрозы для нашей экономики и нашего образа жизни. Эти правонарушения представляют собой, преимущественно, новую форму преступлений, расплата за которые является весьма неприятной, но терпимой.
«Большинство крупных компаний ежедневно становятся объектами тысяч или даже миллионов атак. Лишь небольшому количеству хакеров удается осуществить проникновение в подвергнутую атаке систему — и в результате еще меньшего количества такого рода атак их организаторы получают доступ к информации из этих систем», — отмечает Роберт Кнаки (Robert Knake), эксперт в области кибербезопасности, который раньше работал в Белом доме, в администрации Обамы, а теперь — в Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations). В докладе компании Verizon приводится список из 2260 инцидентов в 2015 году с подтвержденной потерей данных.
Другие исследования приходят к такому же выводу. В докладе 2014 года Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) подчеркивается, что потери от киберпреступлений во всем мире превышают 400 миллиардов долларов. Хотя это немалая сумма, она равняется всего половине процента мирового валового продукта, который, по данным Международного валютного фонда, в 2014 году составил 78 триллионов долларов.
Пока интернет, в основном, создает новые пути для старого поведения. Приблизительно девять из десяти компьютерных взломов связаны с воровством или с промышленным шпионажем. Для частных лиц такого рода кибератаки могут оказаться катастрофическими. Что касается компаний, то для них они являются проявлением нечестной конкуренции, и для некоторых из них они могут быть смертельными. Тем не менее, в нашем несовершенном мире это можно назвать известным злом.
Но то, что якобы сделали Путин и российские хакеры, разрушает существующие шаблоны. Их взломы — как они были интерпретированы ЦРУ и ФБР — квалифицируются как спонсируемая государством агрессия. Такая агрессия, на самом деле, представляет собой опасность для нашего образа жизни. Она подрывает надежность наших политических институтов и народную веру в них. Кроме того, подобные действия говорят нам о том, что наша жизнь и безопасность подвергаются риску. Враждебные хакеры могут установить контроль над нашими энергетическими сетями, коммуникационными сетями, транспортными системами, а также над многими другими сферами жизни.
Невозможно провести анализ эффективности затрат, если существует что-то, что подвергает опасности экономические и политические основы общества. Вероятные затраты остаются неопределенными. Рост количества кибератак, подчеркивается в недавно опубликованном докладе Американского института предпринимательства, входит в число трех великих сдвигов в военной истории — восхождение морской мощи, затем воздушной мощи, а недавно мы стали свидетелями открытия пространства.
Появление киберпространства «представляет собой в настоящее время наиболее серьезный вызов… поскольку его последствия являются более масштабными», — подчеркивают эксперты Американского института предпринимательства. Это затрагивает все аспекты общества, а также изменяет природу глобального конфликта (неожиданным образом в списке Американского института предпринимательства нет ядерной энергии).
Есть шаги, которые мы можем предпринять в целях нашей защиты.
Мы можем перевести некоторые жизненно важные сети данных в режим офлайн — то есть, мы могли бы создать системы, независимые от интернета. Подобная мера не обеспечит герметичной безопасности, однако в таком случае будет сложнее взломать большое количество электрических, транспортных и финансовых систем.
Еще одна возможность связана с введением стандартов безопасности в «интернете вещей» (Internet of things) — этим словосочетанием обозначается связь автомобилей и бытовых приборов с интернетом. В настоящее время в условиях недостаточной безопасности интернет вещей способствует росту взломов из-за увеличения количества точек доступа. Президентская комиссия уже рекомендовала соответствующие стандарты.
Существует также возможность повысить эффективность работы ведомств, занимающихся наблюдением за киберпространством. Агентство национальной безопасности способно защитить важные внутренние системы, однако у него нет правовых полномочий для этого, считают эксперты Американского института предпринимательства. Тогда как Министерство внутренней безопасности обладает такого рода полномочиями, но не имеет соответствующих возможностей. Частичное их слияние имело бы смысл, считают в Американском институте предпринимательства.
Однако мы не начнем действовать, пока не осознаем всю серьезность существующей угрозы. Американцы пока не могут прийти к однозначному выводу по поводу интернета. Им нравятся социальные сети, а также такие гаджеты как смартфоны. Вместе с тем, им не нравятся риски в области личной сферы, а также опасности, исходящие от хакерства. Подарок Путина Америке состоит в том, что он заставляет нас обратить внимание на существующие противоречия. Он убедительно доказал, что интернет является мощным инструментом в руках государства, который может быть направлен против нас.
Конгресс собирается рассмотреть вопрос о российском хакерстве. Прекрасно. Но если расследование ограничится только Россией, то оно окажется безрезультатным еще до своего начала. Проблема не только в плохом поведении России. Проблема в природе интернета. И если мы не признаем этого, то будем все больше превращаться в его жертв.