Президент Болгарии Росен Плевнелиев обвинил Россию в том, что она самыми разными способами пытается дестабилизировать ситуацию внутри Европейского Союза. В интервью Frankfurter Allgemeinen Zeitung Плевнелиев пожаловался, что Москва финансирует антиевропейские партии и СМИ в Болгарии и других странах ЕС, чтобы «подорвать его изнутри».
Россия, по словам болгарского лидера, как в свое время СССР, поставила перед собой одну цель: «ослабление Европы и распространение сомнений по поводу ценности демократии и верховенства права». Поэтому европейское руководство должно делать все, чтобы доносить до жителей Союза, что происходит на самом деле и как работает «русская пропаганда».
Впрочем, у самого Плевнелиева в следующем месяце будет меньше возможностей бороться с «русской пропагандой». Его полномочия на посту президента истекают, так как в ноябре на выборах победу одержал выдвинутый социалистами бывший главнокомандующий национальных ВВС генерал Румен Радев, которого некоторые западные СМИ называли «пророссийским кандидатом». Какую политику будет проводить Радев покажет время, но во время предвыборной кампании он действительно выступал за нормализацию отношений с Москвой и уж точно не говорил о том, что Россия пытается разрушить ЕС изнутри.
Уходящий президент Болгарии не первый, кто обвиняет Россию в попытках подорвать благополучие и единство Евросоюза. Но российское руководство не раз указывало на то, что внутренние дела Европы его не касаются и оно никак на них не влияет. На недавней пресс-конференции президент РФ Владимир Путин в очередной раз подчеркнул, что Москва заинтересована только в развитии сотрудничества с Европейским Союзом, а «внутреннее строительство Европы — это не наш вопрос».
Победа Румена Радева на выборах, а также приход к власти социалиста Игоря Додона в Молдавии, популярность выступающего за нормализацию отношений с РФ Франсуа Фийона во Франции и даже в какой-то степени отставка премьер-министра Италии Маттео Ренци говорят о том, что население Европы все меньше воспринимает риторику о «плохой России», которая стремится разрушить ЕС изнутри.
Преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачёв полагает, что европейцы вместо поисков внешнего врага начинают искать причину проблем в собственных элитах. Хотя до полной нормализации отношения к России еще далеко.
— Градус антироссийской риторики зависит от степени испорченности того или иного политика и человека. В Болгарии, как мы увидели, такая риторика уже не очень работает. Вряд ли население этой страны поверит в то, что Россия послезавтра без всяких воинственных побуждений возьмет и нападет на Болгарию. Избирателей этим явно не проймешь. Степень их любви к России преувеличивать не стоит. Но когда тот же самый Плевнелиев, ушедший премьер Борисов и другие тамошние политики рассказывали подобное, это не находило отклика среди населения.
Чем дальше, тем больше возникает разрыв между действительностью и тем, что европейцам рассказывают политики и телевизор. А они рассказывают, что во всем виновата Россия и конкретно Владимир Путин. Проблема только в том, что на жизнь рядового европейца президент России никак не влияет. Зато на нее влияют другие вещи.
— Какие?
— Например, мигранты и вызванный их притоком рост преступности. Я говорю даже не о терактах, а о правонарушениях в виде мелких краж, нападений и домогательств.
Или то, что дела с европейской экономикой обстоят не так уж хорошо. Немцам и шведам из собственного кармана приходится вытаскивать деньги и кормить менее развитые страны вроде Латвии, Литвы, Румынии, Хорватии и им подобных. Понятно, что это им не очень нравится.
— Европа неоднородна. Думаю, что в Эстонии среди представителей «титульной нации» она работает. Такая риторика остается популярной в Прибалтике, Польше, возможно, в Хорватии. У них достаточно предубеждений в отношении России.
А вот в Западной Европе антироссийская риторика все менее эффективна. По мере того, как власти демонстрируют свою несостоятельность в борьбе с миграционным кризисом, разговоры о том, что во всем виновата Россия, отступают на задний план. И чем дальше, тем меньше люди верят в эти отговорки о происках Москвы.
— Когда может произойти серьезный перелом в настроениях правящей элиты Европы в отношении России?
— Для этого должно уйти целое поколение политиков, выросшее в годы «холодной войны». Сейчас у власти находятся немолодые люди, которым к моменту распада СССР было за 30, и их уже не изменишь. Что им в голову тогда вбили, в то они и верят. Нужно, чтобы к власти пришло новое поколение, которое росло в других условиях и сталкивалось с другими реалиями.
Похожего мнения придерживается кандидат исторических наук, заведующий сектором ИМЭМО РАН Константин Воронов.
— Ответить на вопрос о том, насколько работает такая риторика в Европе, могут оппоненты этих политиков из числа самих европейцев. На каждый тезис болгарского президента есть контраргументы.
Не Россия подрывает европейские ценности и электоральные правила, а сами европейские элиты своей политикой разрушают идейно-политических базис, на котором зиждется ЕС. Это касается практически любого аспекта их деятельности.
— Например?
— Посмотрите, что они вытворили с миграционной политикой, и к чему привела свобода передвижения. Интеграционная политика просто не работает и превращается в свою прямую противоположность. После расширения и приема новых членов инструменты Евросоюза и институциональная политика стала пародией на саму себя.
Европейские избиратели всю это видят и говорят об этом. Он голосуют руками и ногами против системных партий, которые довели до такого состояния. Не случайно евроскептики, националисты и популисты, которые дают ответы на эти вопросы, набирают все большую популярность.
Не Россия привела к возникновению явления, которое в западной политике уже назвали «трампизмом» и апофеозом которого стала победа Трампа в США. Люди поддерживают партии, выступающие за национальные силы, за возврат производства и управления на национальную почву. Это ответ глобализации и транснациональным корпорациям, которые заботятся только о своих интересах. Это движение набирают все большую силу.
Да, пока эти внесистемные партии набирают только 20−25%. Но предстоящие в будущем году выборы в Германии и Франции уже характеризуются большим напряжением и давлением этих сил на европейский истеблишмент.
— Значит, антироссийская риторика перестает работать?
— Какая-то часть электората в европейских странах все еще верит россказням о том, что Россия во всем виновата. Но наш президент на последней пресс-конференции хорошо сказал, что такая риторика — это, фактически, признание того, что европейские власти не справляются со своими прямыми обязанностями, что они ничего не могут сделать для решения проблем своих народов.
Картина не такая однозначная. Кто-то до сих пор верит во внешнего врага, в теорию заговора. Но по сравнению с тем, что было два года назад после евромайдана на Украине, событий в Крыму и Донбассе настроения в Европе резко изменились. И чем дальше, тем больше они будут меняться. Правда пробьет дорогу.
Объективные обстоятельства свидетельствуют в пользу того, что курс на выдавливание России из Европы, на ее ограничение и сдерживание контрпродуктивен для самих европейских стран и народов.
Фото ТАСС