Запад уже практически в открытую снимает санкции с России. Если не де-юре, то де-факто. В таком духе высказался эксперт-международник Украинского института анализа и менеджмента политики Владимир Воля.
Далее он перечислил известные факты: «Газпром» получил 100% контроль над центральноевропейским трубопроводом Opal. «Газпром» подписал контракт на строительство «Северного потока-2» и стратегическое соглашение с австрийской компанией OMV об обмене активами. Парламент и правительство Турции окончательно одобрили строительство «Турецкого потока», для участия в этом строительстве подписан контракт со швейцарской компанией. Плюс недавно случилась нашумевшая продажа акций российской «Роснефти»: в сделке участвует, кроме Катара, один из крупнейших европейских трейдеров Glencore. Причем, эта сделка обеспечивается кредитами одного из крупнейших европейских банков.
Такие соглашения заключаются независимо от того, что официально режим действия санкций против России, введенный в связи с событиями в Крыму и в Донбассе, продлен на полгода. На самом деле, происходит отход от этой политики. Кроме того, по словам Воли, настроения в европейских государствах, в том числе по поводу санкций, коренным образом меняются.
Франсуа Фийон, один из лидеров президентской гонки во Франции, прямо заявляет, что французские фермеры разорены в результате антироссийских санкций. В Литве тоже ими недовольны. «Фактически, начался обвал санкций», — сказал украинский эксперт.
В России давно уже стало понятно, что санкции не так страшны, как их малюют. А в отдельных сферах даже полезны. Однако, можно ли говорить о том, что Запад в наступающем году открыто откажется от большей части антироссийских санкций и какие это будет иметь последствия?
— Действительно, антироссийская санкционная политика показала свою беспомощность, и поэтому каждый раз продление санкций вызывает всё больше возражений у стран-участниц Евросоюза, а также представителей бизнес-элит, — говорит ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Александр Камкин. — Наиболее активны в этом плане были Венгрия, Италия, Греция. Повинуясь «брюссельской дисциплине», каждый раз все страны голосовали за продление санкций. Но эта ситуация скоро может измениться.
Сейчас уже многие американские политологи говорят о том, что нынешнее продление многих антироссийских запретительных мер в экономике было последним. Европейцы, конечно, ещё какое-то время будут присматриваться, насколько реальная политика Дональда Трампа будет соответствовать его предвыборной риторике. Но уже сейчас заметно смягчение тона европейских СМИ в отношении России, поскольку Брюссель волей-неволей действует в рамках политики «вашингтонского обкома».
Европейцы всё больше понимают, что наказали себя больше, чем Россию. Об этом второй год осторожно, но настойчиво повторяли представители европейского бизнеса. Европейцы видят, что, скажем, в сельскохозяйственной сфере санкционный режим пошёл нашей стране на пользу.
Конечно, не надо думать, что ЕС резко станет нашим другом и союзником. Речь идет об экономическом прагматизме. В том числе, и в том смысле, что глупо будет оставаться в стороне, если США и Россия начнут развивать экономическое сотрудничество.
— Вряд ли будут отменены санкции в сфере высоких технологий…
— Да, безусловно. Скорей всего, произойдёт возврат к практике «холодной войны», когда существовали ограничения на экспорт высокотехнологичной продукции в СССР. Особенно, это относилось к продукции двойного назначения, которую мог использовать наш ВПК. Вряд ли будут отменены персональные санкции. Можно вспомнить, что лидер Белоруссии Александр Лукашенко до сих пор «не въездной» во многие западные страны, что, кстати, не мешает Белоруссии вполне успешно развивать экономические связи с ЕС.
— Если с нас снимут санкции в сфере промышленности, должны ли мы будем отменить свои контрсанкции? Что это будет означать для российских сельхозпроизводителей?
— Я думаю, что разом отменять контрсанкции в любом случае не стоит. Надо смотреть, как выгодно распорядиться нынешним положением. Кроме того, есть различные тарифные инструменты, позволяющие поддерживать отечественного производителя. Правда, в этом смысле нам мешают обязательства, взятые на себя при вступлении в ВТО. Но есть ещё и такие механизмы, как дотирование своих сельхозпроизводителей. Ещё до санкционной войны европейские фермеры получали дотаций от государства более чем в 300 раз большие, чем наши. Ничто не мешает нашему государству таким же образом поддержать своих сельхозпроизводителей.
— На Ангелу Меркель уже давно и очень серьёзно давит немецкое бизнес-сообщество, — говорит генеральный директор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт. — А оно, в отличие от американского, очень консолидировано. И все знаковые сделки и решения, в сфере экономических отношений России и ЕС, произошедшие в последнее время — это в немалой степени результат именно такого давления. В США происходят схожие процессы. Конечно, у России с Соединёнными Штатами куда менее развитые экономические отношения, чем с Европой, но существуют большие перспективы. Прежде всего, связанные с арктическим шельфом, транспортной логистикой и рынком углеводородов в широком смысле.
Впрочем, американцев жизнь уже давно заставила делать исключения для российской продукции, в том числе высокотехнологичной. Последовательно выводились из-под санкций космические ракетные двигатели, ракетное топливо, вертолёты и так далее.
— Можно ли говорить о полном крахе санкционной политики Запада?
— Нет, отдельные санкции останутся на десятилетия, какие-то будут формальными, какие-то — реальными. Но это не есть причина для какого-то большого беспокойства. Напомню, СССР в условиях санкций отстроил одну из самых мощных экономик в мире.
— В свою очередь, мы будем отменять контрсанкции, скажем, в сфере сельскохозяйственной продукции?
— У нас в этом смысле нет никаких обязательств перед Западом. Мы можем там, где нам это выгодно, отменить какие-то запреты. В частности, уже сейчас мы испытываем некоторые неудобства в связи с нехваткой семенного материала, мальков для аквакультуры и так далее. Я думаю, Россия будет вести себя примерно так же, как ведёт себя Запад — выводить из-под контрсанкций важные направления. При этом не секрет, что сегодня любые санкционные продукты, включая хамон и пармезан, можно купить в России, практически легально и не сильно переплачивая.
— Может ли повредить отмена контрсанкций нашим производителям?
— Конечно, нет. Те производители, кто мог и хотел, уже поднялись за эти два года. Возвращение в Россию, к примеру, мраморной говядины из Австралии российских производителей этого продукта не разорит, поскольку у них уже есть свои клиенты. И товар наших фермеров ничуть не хуже австралийского, зато дешевле.
Фото АР
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).