«Известиям» стали известны намерения Великобритании сформировать две сверхмобильные ударные бригады, которые должны «отражать российскую агрессию». Смысл этого намерения заключается в том, что перспективной русской бронетехнике, которую представляют танк Т-14 «Армата» и боевые машины на гусеничной платформе «Курганец», должны противостоять также перспективные боевые машины на платформе «Аякс».
Каждая из сверхмобильных бригад будет состоять из двух бронированных разведывательных полков, укомплектованных боевыми машинами «Аякс». Как заявил министр обороны Великобритании Майкл Фэллон, в 2017 году начнется выработка концепции «ударных бригад» и применения на поле боя машин семейства «Аякс». А первая бригада будет сформирована к 2020 году. Согласно публикациям британского военного ведомства, созданные высокомобильные бригады можно будет перебрасывать за несколько часов в любой район Восточной Европы — от Румынии до Прибалтики, — чтобы остановить возможное вторжение российских войск.
Стратегия на стремительное развертывание бронетанковых бригад — это, конечно, очень современно и эффективно. Однако серьезный вопрос заключается вот в чем: а не слабоваты ли будут британские силы против «российских агрессоров». Поскольку среди нескольких машин, запланированных на базе шасси «Аякс», нет ни одной, которую можно было бы даже с большой натяжкой назвать танком. И даже машина, которую англичане назвали БТР, по своей сути, бронетранспортером не является.
В семейство боевых машин «Аякс» входят почти 200 разведывательно-ударных машин, 23 машины наведения и целеуказания. Также Министерство обороны Великобритании предполагает закупить у компании-производителя General Dynamics UK 93 бронетранспортера «Арес», 50 эвакуационных машин «Аполлон», 38 ремонтных «Атлас», 51 инженерно-разведывательную машину «Аргус», 112 командных машин «Афина».
Самой «сердитой», несомненно, является разведывательно-ударная «Аякс». Однако огневая мощь у нее невелика. Пушка калибра 40 мм и пулемет калибра 7,62 мм в обитаемой башне, в которой располагаются два члена экипажа. Пушка, естественно, гиростабилизированная. И при этом использует так называемые «телескопические снаряды», в которых проблема сокращения длины патрона решается за счет полного утопления снаряда в металлической гильзе. Такие боеприпасы имеют бОльшую начальную скорость.
Но даже такие ухищрения не позволяют «Аяксу» приблизиться по огневой моще не только к Т-14 «Армата», но к любым другим российским или натовским танкам. Какие-то шансы на успех могут появиться лишь в случае стрельбы из люка башни из ПТРК. Но это были бы слишком эксцентричные действия экипажа.
Броня «Аякса», хоть она и комбинированная, не просто оставляет желать лучшего, а абсолютно несостоятельна при столкновении с российской бронетехникой. Толщина лобовой брони обеспечивает защиту от поражения бронебойным подкалиберным снарядом калибра 30 мм, с бортов машина защищена от бронебойных пуль калибра 14,5 мм. При этом калибр пушки у «Арматы» — 125 мм. Что же касается «Курганца», то семейство этих машин относится к тому же классу средней гусеничной бронетехники, что и «Аякс». И у БТР, и у БМП на базе «Курганца» пушка калибра 30 мм. Но при этом есть и стационарно установленные пусковые установки ПТУР «Корнет». И в этом случае результаты дуэли предсказуемы. Да и живучесть «Курганца» выше за счет использования активной защиты брони «Афганит».
Необходимо сказать о логике построения линеек боевых машин «Аякс» и «Курганец». У нас она вполне традиционная — БТР, БМП, САУ с гаубицей калибра 125 мм.
У англичан логика настолько оригинальная, что ее непросто понять. Самая непонятная машина — бронетранспортер «Арес», предназначенный для «надежной доставки группы специалистов». Он вооружен лишь одним пулеметом. И способен «доставлять» лишь двоих членов экипажа и четверых десантников. По комплекту это напоминает обычное такси, перемещающееся по полю боя.
Не вполне понятно также обилие командных машин «Афина» (112 штук). Поскольку главных боевых машин — разведывательно-ударных «Аякс» и БТР «Арес» — будет закуплено три сотни, то одна «Афина» будет руководить действиями трех боевых машин. Если же учесть, что экипаж машины составляют 6 человек, то в сверхманевренной ударной бригаде будет небольшой перевес по численности командиров.
Однако некоторые эксперты способны разглядеть логику в создании семейства боевых машин «Аякс». Она в высшей степени оригинальна. Большое количество разведывательно-ударных машин необходимо для того, чтобы не самим уничтожать бронетехнику противника (читай — «российского агрессора»), а давать целеуказание собственной артиллерии и штурмовой авиации, направляя их на чужие танки, БТР, МБП и другие объекты.
Именно для этого машины «Аякс» буквально напичканы различной разведывательной аппаратурой, позволяющей наблюдать обстановку на большом расстоянии. При этом «Аяксам» нет большой необходимости ввязываться в серьезные танковые сражения, достаточно корректировать огонь издалека. Все это верно лишь теоретически. При столкновении с Т-14 «Армата» тактика отсиживания на безопасном расстоянии не работает. На Т-14 установлена мощная РЛС с активной фазированной антенной решеткой, обнаруживающая неприятельские наземные и воздушные цели на расстоянии в 100 км. При этом в автоматическом режиме отслеживаются 65 целей. Не менее эффективны системы обзора телевизионного, инфракрасного и ультрафиолетового каналов. А дальность стрельбы из гладкоствольной пушки превышает 30 км.
Однако заводить две бригады корректировщиков огня, это явный перебор. Но если есть лишние деньги, то почему бы их не потратить с изыском? Ведь в армии Великобритании стоят на вооружении три с половиной сотни основных боевых танков «Челленджер-2». И бригады боевых «средневесов» «Аякс» были бы им неплохим подспорьем.
Но, как сообщают британские СМИ, сверхмобильные ударные бригады должны заменить сотню ОБТ «Челленджер-2». То есть после реорганизации бронетанковых сил Великобритании расклад получится приблизительно таким: две сотни «Аяксов» с пушками калибра 40 мм и непригодной для полноформатного боя броней и две сотни «Челленджеров-2» с пушкой калибра 120 мм и достаточно эффективной броней, имеющей динамическую защиту. Пятьдесят на пятьдесят.
Британские генералы твердо уверены в правоте данной реорганизации бронетанковых войск. Поскольку действуют они строго «по науке». В начале 90-х годов был проведен анализ действий двух полков «Челленджеров» в Югославии и в Ираке. В результате была разработана программа FRES (Future Rapid Effective System — «Перспективная система быстрого эффекта»). Согласно сформированной концепции, предполагалось повысить мобильность бронетанковых частей, даже если для этого придется снизить их огневую мощь и защищенность от боеприпасов противника. Также предлагалось уделить особое внимание разведывательным машинам, работа которых позволила бы повысить ударный потенциал войск. Причем суммарный потенциал — «Аяксы», как и другие боевые машины этого семейства, должны оптимально вписаться в сетецентрический сценарий ведения войн за счет использования аппаратуры связи нового поколения.
Эту программу притормаживали. Даже закрыли. Но вскоре к ней вернулись опять. И вот сейчас она приближается к завершению первого этапа.
При этом быстрые перемещения бронетехники нового типа в условиях боя должны сочетаться с быстрым ее развертыванием при помощи доставки на самолете Boeing C-17 Globemaster III. Имея грузоподъемность в 78 тонн, он способен транспортировать пару 37-тонных «Аяксов». Правда, этих самолетов в ВВС Великобритании всего лишь 8, придется докупать у американцев.
В заключение необходимо сказать, что при внимательном исследовании вопроса оказалось, что британские генералы отнюдь не глупцы. У них нет ни малейшего желания встречать в чистом поле российскую мощную «Армату» лоб в лоб заведомо более слабыми «Аяксами». Все ими задуманное несколько хитрее.
Впрочем, и на Уралвагонзаводе работают тоже не простачки. «Армата» на поле боя также будет действовать как сетевая единица.
Фото Википедия