О сферах влияния и переговорах по Сирии.
Россия, Иран и Турция могут заключить сделку о разделении Сирии на неофициальные зоны регионального влияния, передает Reuters со ссылкой на источники. При этом президент Башар Асад может остаться у власти по меньшей мере на несколько лет. Как отмечается, такой вариант в настоящее время прорабатывается.
Высокопоставленный чиновник правительства Турции заявил в среду, 28 декабря, что дальнейшая судьба Асада, скорее всего, прояснится в ходе дальнейших переговоров. По его словам, важно создать переходное правительство, в которое войдут те, кто «отвечает требованиям сирийского народа».
В свою очередь, представители вооруженной оппозиции выразили резкое недовольство тем, что Москва желает исключить удерживаемый ею анклав Восточная Гута под Дамаском из соглашения о прекращении огня. «Преждевременно говорить о шансах на успех. Русский враг по-прежнему не имеет четкой позиции и повторяет требования режима», — заявил один из лидеров группировки «Архар аш-Шам» Мунир ас-Саял. По его мнению, переговоры бесполезны, если конечная их цель заключается не в том, чтобы положить конец правлению Асада.
Курдские формирования в Сирии и их союзники намерены утвердить план государственного устройства федерального типа для севера страны. Курды настаивают на реализации планов создания собственной автономии. Это вызывает озабоченность Турции из-за возможной активизации ее собственных курдских сепаратистов. Также против федерализации выступают США и правительство Асада.
Ранее глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу подтвердил информацию о достижении между Москвой и Анкарой договоренности о всеобъемлющем перемирии в Сирии. В то же время он заявил, что установление мира в Сирии невозможно, пока Асад остается президентом.
Сообщалось, что прекращение огня охватит все районы, где идут вооруженные столкновения между оппозиционными группировками и правительственными силами. Сторонам будет предложено прекратить боевые действия начиная с 00:00 по местному времени (01:00 мск), 29 декабря.
В случае достижения устойчивого перемирия представители сирийского правительства и оппозиция при поддержке Турции и России начнут в Астане политические обсуждения урегулирования конфликта. Гарантами мирного процесса выступят Москва и Анкара.
PS. В этих раскладах, Москве и Ирану необходимо добиться от Турции согласия на сохранение Асада во главе Сирии на все время переходного периода, с последующими президентскими выборами, где сможет принять участие человек согласованный с текущим правительством Сирии, Москвой и Тегераном. Эту схему Москва уже поднимала неоднократно как в переговорах в Венском и Женевском формате, так и в ходе прямых сделок с США, но американцы и саудиты особого интереса к ней не изъявляли, настаивая на том, что Асад должен уйти немедленно.
В свете изменившихся отношений с Турцией, Россия и Иран пробуют еще раз добиться международной легитимизации сохранения Асада у власти на время действия переходного периода, что гарантирует желаемые для России и Ирана изменения в Сирии по окончанию войны. Способствует этому желание курдов получить автономию на севере Сирии, что пугает Эрдогана и делает его более сговорчивым, хотя по официальным комментариям последнего месяца, хорошо видно, что Турция еще колеблется в некоторых вопросах, потому что именно ей придется убеждать подконтрольных боевиков, что они должны смириться с тем, что Асад будет управлять страной еще несколько лет. А это означает, что боевики должны признать, что главная цель войны — заставить Асада уйти — неосуществима и смириться с этим. И если скажем туркоманские группировки будут вынуждены это сделать, то боевики из «Ахрар-аш-Шам», «Джунд-Аль-Акса», «Джейш-аль-Ислам», Нуреддин-ан-Зинки» и им подобные, вряд ли на это пойдут. Все это обещает для Турции серьезные проблемы в отношениях с «подшефными», тем более, что она уже взяли на себя обязательства воевать с «Ан-Нусрой», с которой в разной степени дружат упомянутые выше группировки. И не факт, что все из них подчинятся в рамках турецких обязательств по перемирию, если они будут видеть, что к западу и югу от Алеппо САА при поддержке России и Ирана поведут решительное наступление на позиции «Ан-Нусры».
Касательно возможных границ сфер влияния, которые можно представить согласно существующей ситуации, то Турция и так уже контролирует часть приграничной территории в Латакии и Идлибе, а так же кусок Сирии от Азаза до Джараблуса. Сюда же возможно отойдет Аль-Баб и гипотетически Манбидж (если обострится война турок с курдами).
Россия очевидно сосредоточена на укреплении своих позиций в западных районах страны, где позиции Асада наиболее сильны и где сейчас идет последовательная зачистка анклавов боевиков (на очереди Вади Барада). Иран в свою зону ответственность может взять восточную Сирию и районы к югу от Алеппо, где активно действует «Хэзбалла» и многочисленные шиитские отряды переправленные в Сирию по иранской линии. Главное во всех этих схемах, это наличие коренного интереса указанных стран в том, чтобы Сирия по итогам войны осталась территориально целостной и из нее не вычленили бы какой-нибудь суннитский или курдский анклав. Тут есть целый ряд проблем, связанный как с устремлениями сирийских курдов, так и позицией других спонсоров боевиков, так как договоренности России, Ирана и Турции не учитывают интересов США, Саудовской Аравии и Катара, с которыми так или иначе придется разговаривать на предмет согласования будущего послевоенной Сирии. Тут конечно многое зависит от позиции США при Трампе. Если США откажутся от идеи свалить Асада любой ценой и ослабят поддержку боевиков воюющих против Асада, то все будет намного проще.
Москва наверняка будет пытаться втянуть американцев в сделку по Сирии наравне с Турцией, что даст Кремлю выступить в роли главного миротворца и одновременно показать, что не США, а РФ организовала действенный переговорный процесс, в котором США лишь один из участников. Если же США продолжат проводить курс на свержение Асада, то события конечно будут развиваться в более конфронтационном русле, но в случае успеха сделки с Турцией, можно будет продемонстрировать, что в договоренностях по Сирии можно обойтись совсем без участия США. В этом плане, активные контакты с Турцией это своеобразный ответ РФ на лихорадочную активность Обамы в связи с Сирией. Если Обама хочет напоследок посильнее досадить России путем санкций и различных обвинений, провоцируя эскалацию конфликта, которая помешает улучшению отношений США и РФ, то РФ наоборот пытается формировать такие дипломатические расклады по Сирии, которые создадут предпосылки для реальных подвижек в отношениях с США в сирийском вопросе при Трампе. Как показывают заявления Трампа по Израилю, между старой и новой администрациями Белого Дома, существуют кардинальные противоречия в оценках того, как следует вести дела на Ближнем Востоке, так что определенные изменения в любом случае будут происходить и с инерционным курсом Обамы так или иначе будет покончено.
Какая из этих линий будет иметь больше последствий для Сирии, увидим в конце января-начале февраля, когда Трамп вступит в должность и начнутся официальные консультации между США и РФ, когда пойдет речь уже о государственных обязательствах и договоренностях. В рамках же переговоров в Астане, мы скорее всего сможем увидеть некоторые моменты отношений России, Ирана и Турции, ранее остававшиеся за кулисами (например, список группировок контролирующихся Турцией), а так же контуры послевоенной Сирии в рамках видения российско-иранского альянса и «особой позиции» Эрдогана.
Сегодня же должно начаться перемирие гарантированное Россией, Турцией и Ираном. Полагаю, что оно будет частичным — некоторые фронты в северной Сирии присоединятся к режиму перемирия, остатки которого действуют еще со времен первой сделки США и РФ в феврале 2016 года. На остальных фронтах война продолжится. Это касается как фронтов против Халифата (Аль-Баб, Дейр-эз-Зор, Тияс, восточные районы Хамы и т.д.), так и фронтов против «Ан-Нусры» и ряда других группировок (фронт к югу и юго-западу от Алеппо, Вади-Барада, Восточная Гута, отдельные участки на севере Хамы). Соответственно, заинтересованные стороны, если перемирие будет хотя бы частично работать, смогут использовать высвободившиеся силы для операций на других фронтах — Турция сможет более активно вести операции против Аль-Баба и при необходимости, против курдов Рожавы. Сирия и ее союзники, могут активизировать наступления на районы контролируемые «Ан-Нусрой» (например, взять Хан-Туман и пробиться к шиитскому анклаву в Идлибе) или же реализовать планы связанные с возвращением Пальмиры и походом на Дейр-эз-Зор, с попутным освобождением Ярмука. То есть надо понимать, что перемирие как и ранее будет использовано не только в интересах мира, но и в интересах войны. Ну а кто из него сможет извлечь больше пользы, увидим по фактическим изменениям на фронтах.
Фото LiveJournal