СССР

По следам «советских Феррари»: гоночные ЗИС и ЗИЛ

В истории гиганта, некогда одного из флагманов нашей индустрии — завода АМО-ЗИЛ, чей 100-летний юбилей отмечали в прошлом году (увы, уже без самого завода), была уйма интересных страниц.

Предприятие АМО-ЗИЛ делало массовые грузовики и правительственные «членовозы», автобусы и умопомрачительные вездеходы. Про ЗИЛ уже написано немало увесистых томов и будет написан еще не один фолиант. Мы же кратко вспомним не самую известную страницу истории завода — гоночные автомобили, фирменным цветом которых многие годы был бело-голубой (не путать с клубом «Динамо»!). Им не довелось потягаться на трассах с Феррари и Ягуарами. Да и не составили бы они зарубежным грандам серьезной конкуренции. Но ни сами машины, ни те, кто их делал, в этом не виноваты. Уж больно отличались мир, в котором рождались горячие скакуны в Маранелло и стремительные кошки в Ковентри, от нашей социалистической действительности.

По следам «советских Феррари»: гоночные ЗИС и ЗИЛ
Первый спортивный ЗИС появился, по сути, случайно. В 1938 г. заскучавшие от заводской рутины молодые инженеры А. Пухалин, В Кременецкий, Н. Пульманов и примкнувший к ним художник В. Ростков по собственной инициативе начали создание автомобиля, который сами характеризовали как «шик-модерн». О машине узнал директор ЗИС И. Лихачев, одобрил начинание и вставил ее в список «подарков Матери-Родине» к 20-летию комсомола. Автомобиль, условно называемый ЗИС-Спорт, получил стабилизаторы в подвесках, форсированный до 141 л.с. рядный 8-цилиндровый мотор объемом 6 л, элегантный оригинальный кузов. По расчетам машина должна была достичь 180 км/ч, а на первых испытаниях развила 162,4 км/ч. Вскоре запал на доводку родстера у завода пропал, в гонках он не участвовал, но самым быстрым отечественным автомобилем предвоенного периода стал.
По следам «советских Феррари»: гоночные ЗИС и ЗИЛ
Первым ЗИСом, принимавшим участие в линейных гонках (по обычному шоссе с разворотом в определенном месте), был представительский ЗИС-101, после войны гонялись даже на ЗИС-110. На послевоенном подъеме в 1951-м сделали специальный спортивный ЗИС-112 с эффектным кузовом художника В. Росткова, напоминающим американский концепт GM Le Sabre. Двухместная машина имела съемный колпак над сиденьями и всего одну фару, за что и получила прозвище «Циклоп». Сначала на ЗИС-112 стоял серийный рядный 8-цилиндровый 140-сильный двигатель, затем экспериментальный — мощностью 180 л.с. с четырьмя карбюраторами. Скорость переваливала за 200 км/ч, а тормоза абсолютно не подходили для такой машины — безбожно грелись. На ЗИС-112 установили несколько всесоюзных рекордов скорости.
По следам «советских Феррари»: гоночные ЗИС и ЗИЛ
Длиннобазный монстр, сделанный в единственном экземпляре, был на гонках очень тяжел, как в прямом смысле, так и по управлению. Умельцы спортивной лаборатории ЗИС попросту вырезали из машины кусок, уменьшив базу с 3760 до 3160 мм. На таком автомобиле без колпака над сиденьями В. Петров и Б. Абрамов стали в 1957-м чемпионами СССР.
По следам «советских Феррари»: гоночные ЗИС и ЗИЛ
В 1955-1956 гг. построили автомобиль с условным обозначением ЗИС-112/2. Машина имела совсем иную конструкцию: пространственную раму, обшитую стеклотканью. Форсированный серийный мотор с четырьмя карбюраторами выдавал 170 л.с. На ЗИС-112/2 стояла все та же механическая трехступенчатая коробка передач ЗИС-110 (другой у заводчан просто не было). В гонках этот автомобиль не участвовал.
По следам «советских Феррари»: гоночные ЗИС и ЗИЛ
Из предыдущей машины сделали ЗИС-112/3 с алюминиевой обшивкой кузова и деталями, повторяющими стилистику прототипа ЗИС-111 Москва, который, в свою очередь, сделали под американским влиянием. Из-за этого ЗИС-112/2 напоминал эдакий гран-туризмо в американском стиле. Успехов заводским гонщикам машина не принесла.
По следам «советских Феррари»: гоночные ЗИС и ЗИЛ
ЗИЛ-112/4 и аналогичный ЗИЛ-112/5 получили подвеску, тормоза, рулевое управление и двигатели V8 мощностью 200-220 л.с. от ЗИЛ-111. Элегантные спортивные кузова — стеклопластиковые на пространственной раме. На ЗИС-112/5, развивавшем до 230 км/ч, Б. Курбатов стал в 1960-м чемпионом СССР.
По следам «советских Феррари»: гоночные ЗИС и ЗИЛ
Два ЗИЛ-112С, созданные в 1961-м и 1963-м, постоянно модернизировали. На машины ставили 6-7-литровые моторы мощностью 240-270 л.с., пробовали и агрегат от Чайки ГАЗ-13. На одной машине смонтировали передние дисковые тормоза оригинальной конструкции (иных в СССР просто не было). Коробка передач оставалась 3-ступенчатой от 110-го. На гонках ЗИЛ-112С достигали 260-270 км/ч. Г. Жарков выиграл на одной из машин чемпионат СССР 1965 г.
По следам «советских Феррари»: гоночные ЗИС и ЗИЛ
В 1962-м зиловцы собрались установить всесоюзный рекорд скорости на озере Баскунчак. Один из ЗИС-112 одели в легкий стеклопластиковый кузов. Из-за дождей покрытие в тот год было далеко не идеальным, и больше 220-240 км/ч развить не удалось. Была также идея организовать 24-часовой заезд на только что построенной скоростной дороге полигона НАМИ, но во второй половине 1960-х спортивную лабораторию ЗИЛ расформировали, чтобы спорт не отвлекал специалистов от создания правительственных членовозов. Можно подумать, они от этого стали лучше…
По следам «советских Феррари»: гоночные ЗИС и ЗИЛ
В 1961-м на гонки в Каунасе помимо ЗИЛ-112/4 выставили ЗИЛ-112/6 (как и все остальные, это название условное). Сделали его из первого послевоенного «циклопа» — ЗИЛ-112, но уже с V8 от ЗИЛ-111 с облегченным маховиком. Успеха команде машина не принесла.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.