Украинским властям следует отказаться от попыток разрешения конфликта в Донбассе военным способом. Об этом заявил в интервью украинскому изданию «Апострофу» профессор политологии Ратгеровского университета в США Александр Мотыль.
По мнению профессора, для Украины военное разрешение конфликта на Юго-Востоке равноценно самоуничтожению. Мотыль уверен, что в случае полномасштабной войны в Донбассе Россия пойдет на серьезные меры. И Украина проиграет. Американский эксперт также отметил, что ВСУ не смогут победить хорошо подготовленную многотысячную армию ДНР и ЛНР.
«Во-первых, отбить 35-тысячную армию хорошо вооруженных боевиков будет трудно. Во-вторых, будет ответ России — что будет означать полномасштабную войну, которую Украина никогда не выиграет. Военный способ решения конфликта равнозначен суициду», — предупреждает собеседник издания.
Кроме того, представитель США предупредил Киев, что реинтеграция Донбасса приведет к «моментальному банкротству Украины, к концу реформ и продвижению на Запад, к демократии». Поэтому, по мнению эксперта, «отстранение Донбасса полезно для Украины, которая должна развивать себя так, словно Донбасса в составе страны нет». «С Крымом то же самое», — подчеркнул он.
«Украина имеет четыре стратегических приоритета — выживание, укрепление безопасности, реформы и продвижение на Запад, сохранения демократии. Их возможно осуществить только без Донбасса и Крыма. Здесь надо трезво, без пафоса, хладнокровно подходить к этим вопросам. Трамп может несколько романтизированное украинское отношение к этим вопросам радикально изменить. Потому что в 2017 году действительно существует возможность какой-либо договоренности между Трампом и Путиным относительно Крыма, Донбасса. И Украина должна четко заявить, чего хочет, а чего не хочет. Представьте себе такой сценарий: Путин декларирует, что готов передать Донбасс Украине. Это будет настоящий «троянский конь». Украина должна бы хладнокровно сказать: «Нет, спасибо», — говорит Мотыль.
«Конечно, если Путин проявит готовность отдать ОРДЛО, тогда Киев, ради собственного самосохранения, должен им дать конфедеративный статус, почти однозначный с полным суверенитетом — пусть имеют свою политическую систему, свой бюджет, свои налоги, без представительства в Раде. Одним словом, пусть будут только формально частью Украины и не мешают Украине», — предлагает американский профессор.
Ранее о возможности компромисса по Крыму говорил советник экс-госсекретаря Генри Киссинджера и вероятный кандидат на должность нового посла США в России Томас Грэм. По его словам, взаимоприемлемое для России, Украины, США и Европы решение может быть в проведении повторного референдума или выплате компенсаций Москвы Киеву.
«Я бы посоветовал Москве креативно подойти к решению крымского вопроса, и США могут оказать содействие в этом.
Речь может идти о выплате компенсаций украинской стороне или о проведении повторного референдума, учитывая сомнения в легитимности первого референдума о присоединении к России.
Также речь может идти об эксплуатации оффшорных ресурсов или других решениях, которые не обязательно изменят фактическую ситуацию на полуострове, но позволят учесть пожелания населения Крыма без ущерба экономическим интересам и безопасности Украины», — заявил Грэм в интервью «Голосу Америки»
Комментируя это предложение, крымско-татарский журналист Осман Пашаев пишет на своей странице в «Фейсбук», что украинские власти все три года готовились к сделке: Крым в обмен за материальные преференции и возврат собственности олигархам.
«Крым признают российским с учетом пожеланий Киева «Крым признают российским с учетом пожеланий Киева. Киев получит компенсации за потери и ему (точнее Фирташу, Пинчуку, Ахметову, Порошенко, Косюку) позволят осуществлять там свои экономические проекты. Таруте и Коломойскому отобранную собственность тоже вернут? И Сенченко? И Ислямову?» — описывает он возможный сценарий.
«За отказ Украины от Крыма при правильном подходе можно столько срубить, что даже при нынешнем уровне воровства в Украине, отечественный ВВП на душу населения, который сейчас ниже, чем в Молдове (или выше?), можно подтянуть до уровня Турции, а может и Болгарии-Румынии. Хватит всем… — пишет Пашаев.
— Это пример приспосабливаемости экспертов и политиков к реалиям, — считает политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— Санкции и блокады не помогли. Антироссийская риторика не помогает и всем на Западе надоела. Нормальные западные политики просто устали. Россия Крым так и так не отдаст. Ни Крым, ни Донбасс и даже при желании России не пойдут обратно. Ну что искать варианты давления, если проще просто смириться и исходить из существующей реальности. Пусть не де-юре, но де-факто признать Крым российским и независимость Донбасса.
— Насколько эта точка зрения может быть воспринята в Киеве?
— Киеву предстоит полностью пересматривать свою политику. Киев лишается поддержки Обамы и Байдена, получает очень критично настроенного Трампа. Все теневые финансовые вливания в украинскую элиту прекратятся. Лидеры «Меджлиса» уже ищут контактов с Россией. Перемены в Вашингтонском обкоме кардинально отразятся на таких несамостоятельных инструментах США как украинский режим. Поэтому важный вопрос для украинской элиты не Крым, а собственная судьба.
— На днях один из кандидатов на должность посла США в РФ Томас Грэм предложил в качестве варианта легитимации российского статуса Крыма выплату компенсаций Киеву. Насколько этот сценарий реален? Могут ли Москва и Киев найти такой компромисс? Действительно ли в Киеве ждут такого предложения?
— Крым, конечно, не продаётся. Более того, многие украинские олигархи крымчанам остались должны. Например, Коломойский, который увёл из Крыма деньги вкладчиков. Конечно, в случае смены власти в Киеве украинские бизнесмены теоретически смогут работать в Крыму, но на общих условиях.
— «Украина имеет четыре стратегических приоритета — выживание, укрепление безопасности, реформы и продвижение на Запад, сохранения демократии. Их возможно осуществить только без Донбасса и Крыма», — пишет Мотыль. Отказ от притязаний на Донбасс и Крым могут изменить ситуацию и запустить прогресс Украины по указанным направлениям?
— Украина без «сепаратистов» начнёт делиться по новым линиям разлома. Львов будет польским. Харьков и юг Донбасса присоединятся к ДНР и ЛНР. При этом существующем режиме. Если власть в Киеве изменится и станет адекватной, не исключаю и возврата Донбасса под юрисдикцию Киева.
— Мотыль отмечает, что в 2017 году действительно существует возможность какой-либо договоренности между Трампом и Путиным относительно Крыма, Донбасса. Готовы ли к ей в Киеве? Или продолжают надеяться, что как-нибудь обойдется, как надеялись до победы Трампа на президентских выборах?
— Власть на Украине совершила естественную для неё серьезную стратегическую ошибку, оскорбляя Трампа во время избирательной кампании в США. Теперь Порошенко сидит затаив дыхание, думая, что все забыли о его позиции по Трампу. Он рассчитывает просто менее выгодно продаться новой американской администрации. При Клинтон сделка была бы более выгодной. Украина готовилась стать полигоном для большого конфликта у российских границ. Но теперь вопрос не в том, сколько стоит лояльность Киева перед Вашингтоном. Вопрос в цене на выходной билет для Порошенко в ситуации, когда Трамп и Путин договорятся о том, что Украина перестаёт быть для США зоной их стратегических интересов. Будет обязательно поднят вопрос о выполнении минских договорённостей Украиной, точнее о злостном их неисполнении.
— Заявления о том, что Украине стоит отказаться от Крыма и Донбасса, из уст всевозможных «свидомых» патриотов звучали и до «Майдана», — напоминает директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
— Например, что-то подобное озвучивал галицкий писатель Андрухович. При этом Киев за подобные заявления жестоко преследовал жителей Донбасса, вешая на них ярлыки «сепаратистов», но всегда снисходительно взирал на заявления ура-патриотов из Галиции — мол, они же из благих побуждений… Я не думаю, что сейчас эта тема стала актуальнее, чем была год-два назад, но это не значит, что она перестала быть актуальной.
— Появление подобных интервью на кануне инаугурации Трампа, который до того не раз высказывался за нормализацию отношений с Россией, можно рассматривать как некий мессидж Киеву? Насколько эта идея разделяется в целом американской элитой?
— Ну, прямо скажем, Мотыля сложно причислить к разряду американской элиты. Он это свое мнение высказывал задолго до Трампа, но цитируют его в основном на Украине, а не в США. Тем не менее мы видим, что на Западе активно муссируются слухи о некоем «плане Киссинджера», который будет обсуждаться между США и Россией после инаугурации Трампа. Некоторые полагают, что признание Крыма российским в обмен на признание Донбасса украинским — часть этого плана
— Даже если оставить за скобками «евроинтеграцию», которая, очевидно, уже провалена, действительно ли возвращение Донбасса станет банкротством нынешней власти?
— Мы видим, что без экономики Донбасса Украина ничто. «Майдан» долго кричал о «дотационном, убыточном регионе», а теперь киевская власть оправдывает резкое падение экономических показателей тем, что ее избавили от этого «убыточного» региона… Но понимаете ли, проблема реинтеграции Донбасса в состав Украины — это вовсе не экономическая проблема. Я просто не представляю, как это можно осуществить на практике и как жителям Донбасса объяснить, что они снова стали частью того государства, которое бросало на них бомбы.
— Допускаете ли вы, что Москва может сознательно запускать через Минские соглашения на Украину такого «троянского коня», что это именно так и было задумано?
— Думаю, я не открою секрета, если скажу: в Москве звучали голоса о том, что Донбасс можно сделать разменной монетой в обмен на признание Крыма российским. Мало того, я не раз слышал из уст российских политиков и экспертов мнение о том, что изъятие Донбасса из состава Украины ослабит в будущим «пророссийский» элемент этой страны. Но я не вижу тут логики — тогда ведь и Крым следует возвращать обратно, дабы усилить этот самый «пророссийский» элемент? Из него ведь тоже получился бы прекрасный «троянский конь», верно? Однако мы же понимаем, что Москва уже никогда не пойдет на отказ от Крыма. Почему же эта логика применяется к Донбассу?
— «Конечно, если Путин проявит готовность отдать ОРДЛО, тогда Киев, ради собственного самосохранения, должен им дать конфедеративный статус, почти однозначный с полным суверенитетом — пусть имеют свою политическую систему, свой бюджет, свои налоги, без представительства в Раде», — говорит Мотыль. Такое государственное формирование вообще будет жизнеспособно?
— Интересно, много ли успешных примеров функционирования государства с наличием подобной «конфедеративной» модели знает господин Мотыль? Возникает закономерный вопрос: а Донбассу-то такая модель зачем нужна? Думаю, ответа на это не найдет сам автор сей идеи…
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
1 комментарий
Не чудите, господа! И не лезьте в наши семейные дела. Проще сказать — пошли вон! Это не ваше дело.