Ни для кого не секрет, что многие советские автомобили создавались по мотивам лучших западных образцов. На заводы и в конструкторские бюро централизовано закупались самые современные модели иностранных фирм для изучения и заимствования наработок.
Копировалось практически все — от компоновок и технических решений до дизайна экстерьера и оформления салона. Данные процессы проходили негласно и, само собой, не предусматривали каких-либо контрактов и финансовых отношений с правообладателями. Однако, в истории автопрома СССР бывали случаи, когда отечественные автогиганты вполне официально сотрудничали с ведущими предприятиями из капиталистических стран. И пример взаимодействия АвтоВАЗа с FIAT — далеко не единственный. Сегодня я расскажу вам о 5 попытках зарубежных компаний обновить внешность популярных советских автомобилей.
Москвич-407 от Ghia
Carrozzeria Ghia — одно из старейших итальянских кузовных ателье. Основанная еще в 1915-м году компания известна своими великолепными дизайнерскими работами на базе различных европейских и американских машин, а также целым рядом эффектных концепт-каров. В начале 60-х годов мастера Ghia получили заказ от советско-бельгийской компании Sobimpex N.V. (с 1965 года известная как Scaldia Volga S.A.), которая являлась крупнейшим импортером советских автомобилей в Западной Европе. Речь шла о рестайлинге популярной малолитражки Москвич-407, который к тому времени уже смотрелся устаревшим на фоне конкурентов. В кратчайшие сроки итальянцы подготовили легкое обновление внешности седана МЗМА: изменилось оформление передка, появилась новая облицовка радиатора, декоративная накладка на капоте и аккуратные боковые молдинги. Также итальянцы установили иные колесные диски. Однако, советская сторона отказалась от предложенного проекта, отдав предпочтение собственным наработкам. Уже в декабре 1962 года с конвейера начала сходить модель Москвич 403, которая в экспортном исполнении слегка напоминала вариант Ghia.
ГАЗ-21 Волга от Ghia
Помимо компактного «Москвича», фирма Sobimpex N.V. также просила итальянцев освежить внешность 21-й «Волги» второй серии. В Бельгии на эту машину устанавливали дизельные моторы Perkins и Rover, поэтому улучшенный экстерьер мог бы гармонично подчеркнуть иностранную составляющую модели. Специалисты Ghia снабдили советский «танк» изящной фальшрешеткой радиатора с горизонтальными хромированными полосами, которые зрительно делали автомобиль шире и ниже. Автомобиль показали широкой публике в рамкам Брюссельского автосалона 1961.
Позже на Ghia создали еще один, более радикальный вариант фейслифтинга — с молдингом на водостоке и новой облицовкой радиатора из трех очень широких, мощных брусьев, заходящих на крылья аж до колесных арок. Увы, дальше опытных образцов дело не пошло, а в 1962 году на ГАЗе уже освоили собственный обновленный вариант «Волги» — так называемую «третью серию».
ГАЗ-24 Волга от FIAT
Деятельность автогиганта FIAT в СССР не ограничивалась АвтоВАЗом. В начале 70-х итальянцы работали над улучшением внешности и салона 24-й «Волги». Об этом проекте практически нет никакой информации и только недавно всплыли 2 фотографии. Судя по снимкам, рестайлинг заключался в новой фронтальной оптике и капоте с иным профилем.
Зато интерьер отличался очень сильно: полностью новая панель приборов с тахометром и традиционным спидометром, руль от люксовой модели FIAT 130 (как собственно и вся передняя панель) современная центральная консоль. К сожалению, все эти нововведения так и не добрались до конвейера.
Москвич-412 от Porsche
К середине 70-х годов седан «Москвич-412» устарел морально и технически, поэтому чтобы сохранить прежние позиции на внутреннем и внешних рынках москвичам в срочном порядке требовалось принимать эффективные меры по улучшению своей продукции. Денег на освоение принципиально новых моделей завод не получил, поэтому решили ограничиться глубоким обновлением существующей модельной линейки, результатом которого стал хорошо известный «Москвич-2140». Помимо собственных советских КБ, над рестайлингом «412-го» параллельно работали и специалисты «Порше инжиниринг».
Немцы весьма сдержанно подошли к вопросу «фейслифтинга»: экстерьер автомобиля практически не изменился. Облицовку радиатора сделали скромнее, убрав хром, на крышке багажники появилась надпись Moskvich выполненная в фирменном «поршевском» стиле, а с задней панели убрали катафоты и установили площадку под вытянутый номерной знак. Такие косметические улучшения были призваны, что называются, малой кровью (и средствами) преобразить облик архаичного седана.
Обновился также интерьер «412-го». Прежде всего, в глаза бросается рулевое колесо новой формы, дизайн которого частично перекликается с «баранками» спортивных Porsche тех лет. Внутренние ручки дверей совместили с подлокотниками — как на BMW 3-Series E21.
ВАЗ-2103 от Porsche
В 1976 году Волжский автозавод заказал специалистам Porsche разработку программы глубокого обновления тогдашнего флагмана производственной программы марки из Тольятти — ВАЗ-2103. В отличии от «Москвича-412», здесь люди из «Порше» поработали более основательно, кардинально преобразив внешний облик и внутреннюю «начинку» классического седана. Дизайн опытного автомобиля выполнили максимально простым и функциональным что очень характерно для всех спорткаров из Цуффенхаузена.
Прагматичные фрицы лишили «тройку» почти всех хромированных элементов наружного декора (остались только блестящие дверные ручки), а также заменили помпезные стальные бампера и облицовку радиатора на оригинальные и легкие пластиковые детали. Появилось крупное боковое зеркало нового типа. Пусть незначительно, но все же улучшилась шумоизоляция, стойкость к коррозии и аэродинамические показатели. Инженеры Porsche также слегка оптимизировали настройки подвесок и силового агрегата.
Куда больше нововведений ожидало в салоне: полностью новая передняя панель, выполненная в модерновом (на то время) и лаконичном стиле, эффектное рулевое колесо (а-ля Porsche 924), современный приборный щиток. Такой апгрейд позволял автомобилю без проблем вписываться в тогдашние европейские нормы безопасности. Несмотря на все старания Porsche, представители СССР в очередной раз отказались от предложенного проекта. ВАЗовцы пошли по пути минимальных затрат и усилий: на конвейере оперативно появилась модель 2106 — легендарная «шоха», которая мало чем отличалась от той же 2103: оба седана были буквально пропитаны духом 60-х годов. Ну а некоторые идеи, разработанные немцами, нашли свое применение уже на 2105, которая открыла новую страницу в истории тольяттинской классики.