Практически внезапно, с открытием в 2012 году в бактериях генетического аппарата защиты от вирусов, и недолгого периода осознания возможностей, открылась возможность создавать биологическое оружие, превосходящее обычные боевые патогены практически во всём. Наиболее важна возможность полностью нейтрализовать отрицательные качества боевых патогенов, например риск бесконтрольного распространения и поражения своих.
При изучении имунной системы бактерий был открыт молекулярный аппарат и метод целенаправленного редактирования ДНК, кратко называемый CRISPR/Cas9, или совсем просто “генетический мотор”.
Единственное что нужно знать о нём неспециалисту — это открываемая им возможность точно и легко вносить желаемые изменения в ДНК целевого организма, которое при достаточном начальном количестве изменённых организмов и кратком жизненном цикле позволяет в результате де факто цепной реакции заменить нормальную ДНК на изменённую во всей популяции за пару поколений. Для организмов вроде насекомых и особенно бактерий это равноценно мгновенной замене популяции натурального организма на популяцию изменённого. Требуемые затраты малы, а эффективность высока.
Биологическое оружие на новом принципе
Есть множество способов использовать эту возможность на благо, но за оградой детских садов большинство людей точно знает как это будет использовано в первую очередь. Поскольку из Израиля детский сад даже не виден, израильские учёные заволновались: “Генетический мотор может сделать комаров непригодными для размножения и распространения малярийного паразита, но аналогично он может быть использован для доставки смертельных токсинов в человека,” — сказал генетик Давид Гурвиц из Тель-Авивского университета. Мнения учёных разделились, но равнодушных нет: одни призывают всё засекретить, другие хотят всё всем рассказать. Логически очевидно, что первые не остановят вторых, особенно с учётом уже начавшейся коммерциализации и широко развёрнутых исследований по применению генетических моторов.
А теперь, осознав уже произошедшее, можно взглянуть на открывающиеся возможности в аспекте причинения вреда. Прежде биологическое оружие было специально созданным организмом, который мог выполнять свою функцию только после попадания в целевой организм, например тело человека.
Количество таких организмов (бактерий и вирусов) относительно невелико и они в целом известны, и потому требуемое для защиты от них количество вакцин также относительно невелико.
Новая возможность целенаправленно модифицировать любые организмы, включая все виды бактерий и насекомых, расширяет арсенал до неограниченного — любой модифицированный организм, включая бактерии из человеческого биома, модифицированный для доставки одного или нескольких токсинов, может заменить свой нормальный прототип, заняв его место в экосистеме или человеческом биоме.
Можно придумать многие тонкие варианты атаки, в том числе постановка целевой территории в жизненную зависимость от лекарств против созданной болезни, и многие другие. Это оружие может оставаться абсолютно незаметным до и даже после применения, а динамика его действия позволяет агрессору закончить атаку без риска обнаружения и противодействия. Страшная книга Канатжана Алибекова («Осторожно! Биологическое оружие!») теперь стала детской и совсем нестрашной сказкой про старые добрые времена, когда самой большой проблемой был приход и укус серенького волчка за бочок через одеяло.
Насекомые союзники
Сегодня порадовали парни из DAPRA, которым платят за расширение и усиление возможностей парней из пентагона по причинению добра и нанесению пользы во всём мире. Вдохновлённые успехами работ по CRISPR/Cas9, они таки додумались до:
…есть возможность выбрать организм с важной или незаменимой функцией, который недопустимо просто уничтожить — например, это могут быть кишечные бактерии (человеческий биом) или пчёлы (опылители для агропроизводства). Также есть возможность выбрать никому не интересный организм или группу организмов, эндемичный для целевой территории, и модифицировать его во вредный или смертоносный для человека или агропроизводства — этим можно быстро и необратимо уничтожить агропроизводство в целевой экономике, или существенно сократить население целевой территории, не оставляя никаких следов, ведущих к агрессору…
…создание стратегического биологического оружия стало доступным даже небольшой биотехнической компании с помощью коммерчески-доступных инструментов и материалов…
Именно создание такого оружия и предлагается сегодня в форме четырёхлетней программы «Насекомые союзники», целями для которой поставлено «использование насекомых для распространения целевой генетической нагрузки среди популяции растений за один сезон». Для особо одарённых (высшее руководство, престарелые законодатели и прочая совесть нации) сделана приписка: «масштабные нарушения в производстве основных пищевых культур могут особенно навредить пищевой безопасности». Задачи программы сформулированы так:
1. Выбрать, модифицировать и оптимизировать растительный вирус, способный доставить генетическую конструкцию во взрослые растительные цели, и в конечном итоге запустить экспрессию новых желаемых качеств;
2. Выбрать, размножить и оптимизировать насекомый организм для транспортировки синтетического вируса, способный транспортировать и доставлять модифицированный вирус к целевым растениям с высокой избирательностью;
3. Модифицировать ткани исходного взрослого целевого растительного организма для экспрессии новых качеств которые помогут предотвратить ожидаемую экологическую или биологическую угрозу.
Целевым результатом четырёхлетней программы названа возможность «стабильно модифицировать множество взрослых пищевых растений в сложное многовидовое растительно-насекомое сообщество с усиленными пищевыми качествами».
Чтобы совсем не осталось никаких сомнений, следует окончательно упростить замысел и цели этой работы. Используя только что изобретённый метод точных генетических модификаций, ведётся работа по созданию стратегического биологического оружия непрямого действия, целью которого выбраны основные пищевые растения.
Методом достижения целей определено быстрое и масштабное преобразование их пищевых качеств в поражащий фактор, результатом чего очевидно станет «абсолютный неурожай» на поражённой территории.
Не плохой, не очень плохой, а абсолютный — вырастет совсем не то что посадили, а то что нужно атакующей стороне.
Природным аналогом такой атаки можно назвать грибковые инфекции пшеницы, но они не оптимизированы природой для нанесения максимального ущерба за один сезон. Под оптимизацией понимается числовой критерий эффективности: «более половины целевой растительной популяции успешно генетически модифицировано не более чем за неделю, без обнаружения нецелевых эффектов в других организмах экосистемы».
Оптимизация насекомого для доставки также указывает на военные цели программы: длительность жизни насекомого должна быть ограничена множественными факторами — временем, температурой, светом или пищей, так чтобы при срабатывании ограничителя смертность в популяции оптимизированных насекомых была абсолютной в течение двух недель, что прекратит распространение вируса. Это новая операция «Dropshot».
Особо интересной оказалась формулировка целевого результата. Это нечто большее, чем разовая порча всего урожая: многовидовое растительно-насекомое сообщество принципиально может использоваться для in situ биологической генерации токсических веществ, например пыльцы или аэрозолей токсинов, для нанесения ущерба всей экосистеме — организмам почв, насекомым-опылителям, скоту и человекам.
Масштаб задуманного ставит программу в один ряд лишь с масштабом замысла «Статуса-6», но чуть выше — это новый уровень тотальной войны, с несравнимо меньшими затратами на вооружения и подготовку к ней, и с нулевым ущербом для небиологической части атакуемой территории.