Американские демократы не смирились с поражением на выборах и готовятся в будущем взять реванш. С этой целью они продолжают эксплуатировать миф о «российской угрозе» как дома — в Соединенных Штатах, так и в Европе.
В ходе своей прощальной речи на Всемирном экономическом форуме в Давосе уходящий вице-президент Джозеф Байден предрек вмешательство России в выборы, запланированные в ряде стран ЕС. Кроме того, он назвал Москву лидером неформальной мировой коалиции, ставящей целью уничтожение «либерального мирового порядка».
«Учитывая, что во многих странах Европы выборы пройдут в этом году, нам стоит ожидать новых попыток России вмешаться в демократический процесс. Это случится вновь, я вам обещаю», — цитируют СМИ слова вице-президента. Прогноз прозвучал как продолжение медийной кампании о вмешательстве РФ с помощью кибератак в ноябрьское голосование в США. По данным опросов, в это верят свыше половины американцев. А в школах и ВУЗах Калифорнии даже собираются ввести учебный курс о «заговоре правительства России по вмешательству в президентские выборы США 2016 года».
По словам Байдена, Россия использует все имеющиеся у нее возможности для того, чтобы «свести на нет европейский проект», ищет линии разлома между европейскими нациями и хочет вернуться к политике разделения сфер влияния. В связи с этим политик коснулся судьбы Североатлантического альянса. «Единственный защитный рубеж Трансатлантического партнерства — непоколебимая приверженность Соединенных Штатов всем своим союзникам по НАТО», — заверил Байден. Таким образом, он оппонирует Дональду Трампу, который недавно назвал военный блок «устаревшим».
Вице-премьер США уверен, что «либеральные демократии» являются ведущими в мире. При этом существуют «отдельные антилиберальные внешние игроки, для которых успех — это разрушение либерального международного порядка». Среди них Байден назвал Китай и Иран. Россия же, по его мнению, возглавляет этот процесс. Она «стремится вернуться к миру, где сильный навязывает свою волю с помощью военной силы, коррупции и преступности». В качестве примера политик упомянул «зеленых человечков», «кибервторжения» и «дезинформационные кампании по всему миру».
Несмотря на завершение пребывания Байдена на своем посту, он не намерен отказываться от проведения своей линии. «Я буду использовать свое право голоса ради Трансатлантического будущего, так как от этого зависит будущее моих детей и внуков», — пообещал политик. Параллельно с выступлением в Давосе в New York Times вышло его интервью с тем же призывом: противостоять российскому влиянию в Европе. «Если мы уйдем, то Венгрия, Польша, даже Балтийские страны — все эти ребята начнут перестраховываться», — беспокоится Байден.
Отметим, что смысл речи сторонника либерального мирового порядка Байдена отлично поняли его единомышленники в России. Так, Константин Боровой воспринял это как продолжение линии Рональда Рейгана. «Россия — новая Империя зла, сказал Байден. Громко, четко, ясно — перед инвесторами со всего мира», — написал Боровой в своем микроблоге.
В Кремле упреки американского вице-президента понимания не нашли. «Мы не согласны с таким заявлением. Россия никогда никого не запугивала. Россия всегда была надежным партнером, предсказуемым партнером. Россия всегда проявляла абсолютное непонимание в отношении истеричного, эмоционального русофобского фона, который зачастую навязывается извне нашим соседним государствам, будь то государства Прибалтики, государства Восточной Европы», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он также напомнил, что Россия никогда не разрушала другие страны под предлогом борьбы с терроризмом, очевидно, намекая на США.
В Госдуме считают, что администрация Белого дома достигла определенных успехов, раскручивая тему «российского вмешательства в американские выборы». Теперь она пересекла Атлантику и прижилась в Европе. Вероятно, политические круги, к которым принадлежит Байден, и дальше будут поддерживать ее в информационном пространстве, считает первый заместитель комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков. Тем более что многим европейским политикам это выгодно — Европа меняется на глазах. На предстоящих в этом году выборах во Франции, Германии, Нидерландах нынешний политический мейнстрим с высокой вероятностью будет потеснен конкурентами справа.
Опрошенные «СП» эксперты считают предполагаемое вмешательство России в европейский избирательный процесс, скорее, даст обратный эффект.
Эксперт по Нидерландам, научный сотрудник ИМЭМО РАН Анастасия Невская полагает, что нагнетание ситуации о российском влиянии на выборы в Европе говорит само за себя.
— Раз об этом стали говорить заранее, значит, независимо от реальных фактов информационная повестка уже задана. Говорить об этом будут точно.
Что касается Нидердандов, то высокий рейтинг правого политика Гердта Вилдерса дает возможность для таких обвинений. Сейчас именно такого рода политиков-популистов принято связывать с Москвой. В его случае можно провести параллель с Дональдом Трампом. Например, Вилард не раз делал заявления о необходимости снятия антироссийских санкций.
— России было бы выгодно, чтобы Вилард пришел к власти?
— Не думаю. Он будет проводить непредсказуемую политику. Она совершенно точно не будет пророссийской. К тому же если он победит, Россию обвинят в том, что она привела к победе своего и у нас будет лишняя головная боль.
Эксперт по Франции, научный сотрудник отдела европейских исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев уверен, что вмешательство России в чужие выборы контрпродуктивно.
— Надо помнить, что все эти события, связанные с выборами в США и хакерами не доказаны. Публике доказательства не предъявляли. Это пока вилами по воде писано.
Кроме того, есть сомнения, что России это вообще нужно. Ведь, например, на выборах во Франции два из трех основных кандидатов: Франсуа Фийон и Мари Ле Пен в той или иной степени выступают за налаживание отношений с Россией. Представитель левых сил наверняка тоже будет высказываться в этом направлении. России незачем вмешиваться и осложнять ситуацию новыми скандалами о манипуляциях.
Тем более НАТО сейчас активно разворачивает войска в Польше и Прибалтике. Новые скандалы стали бы лучшим подарком для альянса. Нам это не нужно.
Эксперт по Германии, научный сотрудник отдела европейских исследований ИМЭМО РАН Федор Басов не верит в серьезный успех немецких популистов.
— Оказывать кому-то поддержку, например финансовую, это вполне реально. Это законно. Но это может вызвать негативную реакцию, поскольку Россия не популярна сейчас у большей части немецкого общества. Поэтому это непродуктивно. Если уж кого-то поддерживать, то силы мейнстрима, тех, кто сейчас у власти.
— Каковы сейчас шансы у правых популистов в Германии?
— Партия «Альтернатива для Германии» имеет 11% федерального рейтинга и значит, она пройдет в Бундестаг. Однако останется оппозиционной силой, так как не сможет создать парламентскую коалицию. Даже если ее рейтинг взлетит до 17%, с этой партией никто не будет иметь дело.
Руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов видит в Байдене представителя антитрамповских сил, на которые будет ориентироваться в перспективе значительная часть европейского политического истеблишмента.
— Прежде всего, надо понимать, что Давос — серьезное место. Это не просто «сверка часов», но и попытка заглянуть в будущее. В этой связи для европейцев важно определить хотя бы приблизительно параметры будущей политики США. В том числе в отношении России. В этом смысле фигура Байдена знаковая.
Возможности Трампа при всех его заявлениях не безграничны. Он связан своей партией и Конгрессом. Трамп обязан обеспечивать преемственность политики США. Жесткость, обозначенная Байденом, будет влиять на американскую политику, на линию Трампа.
Для Европы это важно, поскольку резкие изменения курса Вашингтона заставят ее выбирать между плохим и очень плохим. Либо следовать новому, сильно измененному курсу США, либо не согласиться с администрацией Трампа и оказаться еще более бессильной в международных делах.
Европа готова к новым параметрам сделки с США при Трампе, но до определенных границ. И Байден как раз эти границы обозначил. Европе это, скорее всего, нравится. Она не сможет играть однозначно на Трампа. Она вынуждена учитывать поляризацию, появившуюся в США с его избранием.
Вообще, Байден таким образом определяет достаточно мощную политическую силу, которая во-первых, готова бороться с Трампом или серьезно на него влиять, а во-вторых, заменить его после первого президентского срока. Отмахнуться от этой политической силы и самого Байдена нельзя.
Фото ТАСС