Бывший глава Европейской комиссии Романо Проди призвал Брюссель поскорей отменить санкции против России, не дожидаясь, пока это первым сделает новый президент США Дональд Трамп. «Необходимо немедленно отменить санкции в отношении России. Я в этом глубоко убежден.
Можно приносить жертвы во имя солидарной политики, но, если солидарности более нет, не стоит упорствовать. Давайте сыграем на опережение, не оставляя США привилегированную роль в отношениях с Россией», — объяснил свою позицию Проди в интервью La Stampa.
Впрочем, европейское руководство не спешит менять свою политику в отношении санкций. Тем более что еще до конца не ясно, какую линию в отношениях с Россией выберет новая администрация США. Сенатор Алексей Пушков, к примеру, убежден в том, что до окончательного решения санкционного вопроса в Вашингтоне Еврокомиссия предпринимать самостоятельных мер не будет. «Скорее всего, ЕС вновь отдаст инициативу США. Как обычно», — написал он в своем Twitter.
Что касается позиции США, то пока западные СМИ и аналитики не исключают, что Белый дом пойдет на смягчение или даже отмену санкций. Американский банковский холдинг Morgan Stanley даже выпустил доклад «Что, если санкции ослабнут», в котором постарался спрогнозировать, как отмена ограничительных мер скажется на экономике Российской Федерации.
«Администрация Дональда Трампа, несмотря на свою приверженность именно развитию экономики Соединённых Штатов, не исключает и оценивает вполне вероятным потепление отношений с Россией, как с важным партнёром по урегулированию конфликтов в Сирии и на Украине», — говорится в докладе.
Аналитики утверждают, что если ослабление или отмена санкций произойдет в первой половине года, то эффект почти сразу почувствуют на себе не только отдельные компании, но и вся российская экономика в целом. Так, к середине года рубль может укрепиться до 56 за доллар. Соответственно, Центробанк снизит ставку с 10% до 7−7,5% годовых. Отток капитала из страны снизится с 15 до 5 миллиардов долларов в год, зато приток инвестиций, напротив, вырастет на 4−4,5%. Это связано, в первую очередь, с возобновлением доступа российских компаний к сравнительно дешевым западным кредитам.
Инфляция замедлится с 5,4% до 4%, ВВП вырастет на 1,7% в год вместо падения на 0,8%. Больше всего от отмены санкций выиграют нефтяные и IT-компании, чьи акции после открытия доступа на финансовые рынки сразу вырастут в цене. А вот для российского бюджета отмена санкций несет не только плюсы. Ведь при укреплении национальной валюты рублевая выручка от продажи нефти снизится, и эффект от роста цен будет не так заметен. В остальном же отмена санкций, по мнению Stanley Morgan, станет безусловным благом.
Впрочем, российские эксперты сомневаются в том, что отмена санкций сразу приведет к росту показателей российской экономики. По их мнению, американцы склонны переоценивать влияние ограничительных мер, и рецессия связана не с ними, а с падением цен на нефть и структурными проблемами российской экономики. Кроме того, некоторые цифры в американском прогнозе совпадают с ожиданиями российских экономистов и без отмены санкций. Это касается, например, инфляции, замедление которой до 4% и так прогнозирует ЦБ, а в Минэкономики не исключают роста ВВП в 1,5% в 2017.
Премьер-министр Дмитрий Медведев 22 января заявил, что западные санкции вряд ли скоро отменят. «Пора расстаться с иллюзиями, что в отношении нашей страны будут отменены какие-то санкции. Очевидно, что все это — надолго. Нечего надеяться на чужие выборы, на каких-то руководителей иностранных», — сказал он.
Складывается впечатление, что западные экономисты и политики решили подстраховаться на случай, если санкции все же начнут отменять. В этом случае рост российской экономики можно будет списать именно на этот факт, точно так же, как в свое время президент США Барак Обама заявил, что именно санкции «разорвали ее на куски».
Директор московского офиса компании Urus Advisory Алексей Панин сомневается в том, что отмена санкций будет иметь такое значение, как прогнозируют американские финансисты.
— Я бы не стал ожидать качественного рывка после отмены санкций. Если ссылаться на более надежных исследователей, в начале прошлого года Citi опубликовали доклад, в котором подсчитали, что на санкции пришлось только 10% от общего экономического падения России. Остальные 90% обусловлены макроэкономическими причинами — падением цен на нефть, проседанием курса рубля, внутренними проблемами. Если убрать эти 10% в виде санкций, остальные 90% все равно останутся.
Но мы видим, что есть другие внешние события, которые положительно влияют на экономику РФ. Например, соглашение стран ОПЕК о сокращении добычи нефти, которое привело к стабилизации цен. На этом фоне отмена санкций может попасть в общую канву, и тогда апологеты санкционной риторики со стороны США будут говорить, что, мол, санкции сняли, пошли навстречу Россию, и экономика тут же воспряла. Но в действительности я бы сказал, что никакого эффекта, кроме психологического, санкции на экономику не оказывают. Во всяком случае, в среднесрочной перспективе.
— То есть большого эффекта от отмены санкций не будет?
— Санкции не действуют в вакууме. В любом случае речь идет о большом количестве экономических факторов, поэтому оценивать действие этого фактора на российскую экономику достаточно сложно. История примерно такая же, как с Дональдом Трампом. Есть сам Трамп, а есть риторика вокруг Трампа — какой он на самом деле, что и как он сделает, чего не сделает. Так же и тут. Есть объективное явление, но есть информационный шум, который его сопровождает. Мне кажется, что шума вокруг санкций больше, чем реального эффекта, как положительного, так и отрицательного. Я согласен с коллегами, которые считают эффект как от наложения, так и от снятия санкций, переоцененным.
Директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев полагает, что эффект от снятия санкций на российскую экономику будет, но не такой сильный, как предсказывают американцы.
— Снятие американских санкций не станет для нас чем-то эпохальным. Мы очень мало торгуем с Америкой, в отличие от Европы. Если и Европа отменит ограничительные меры, эффект будет более заметным. В целом же отмена санкций станет, в основном, позитивом для бюджета. Правительство сможет без проблем размещать займы, рефинансировать дефицит бюджета.
От роста рубля выиграют простые россияне — они станут богаче. Но в главном выигрыше окажется финансовый сектор. Снятие санкций будет означать приток «горячих денег», упростит покупку акций и облигаций.
— А кто окажется в проигрыше?
— А в проигрыше от отмены санкций и, главное, наших контрсанкций будут те, кто сделал ставку на импортозамещение. То есть реальный сектор в результате отмены ограничений пострадает или, во всяком случае, ничего особо не получит.
— Если санкции Европы и США все же отменят, на чем это скажется в первую очередь?
— Думаю, самое главное — это снятие с повестки дня дефицита бюджета. Все остальные моменты сложно назвать ключевыми. Если контрсанкции отменят быстро, на наши прилавки вернутся некоторые импортные товары. Кроме того, если рубль заметно укрепится, импорт, соответственно, может немного подешеветь. Укрепление рубля в нынешних условиях не так уж хорошо для бюджета, но если кредитное окно будет открыто и Россия сможет занимать на внешних рынках, особых проблем не будет.
Тем не менее, эпохальных последствий от отмены санкций не будет. Как жили, так и будем жить. Американцы склонны переоценивать воздействие санкций на нашу экономику. Это политика, они хотят показать, что могут хоть как-то влиять на Россию, хотя Россия показала, что она самодостаточна.
Фото ТАСС