Вмешательство России в ситуацию в Сирии потребовало множество нестандартных решений. После окончания активной фазы работы Военно-космических сил, возникла потребность взять под контроль освобожденные от боевиков ИГИЛ* территории.
Для этой цели были задействованы подразделения военной полиции ВС РФ, значительная часть которых была сформирована в Чеченской республике. Об этом в своем Instagram сообщил глава региона Рамзан Кадыров. Вслед за чеченскими военными придут строители. Они восстановят разрушенную войной мечеть Омейядов в Алеппо и построят приюты для сирийских детей-сирот.
По словам Кадырова, его советник, депутат Госдумы РФ Адам Делимханов и муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев вернулись из Сирии, где находились по поручению главы республики. Во время визита на Ближний Восток они провели встречи с российским военным командованием, а также посетили батальон военной полиции, в котором проходят службу молодые люди из Чечни. «Бойцы с гордостью говорили, что им выпала честь нести службу по поддержанию мира и правопорядка в Алеппо, защищая гражданское население от террористов», — написал Кадыров.
При этом Межиев рассказал главе Чечни, что «террористы из Иблисского государства разрушили старинные и современные зияраты, в которых похоронены всемирно известные имамы и эвлийаи, развалинами стали древние мечети». Речь, в частности, шла о мечети Масджид аль-Умайя би Халаб в Алеппо, построенной 1300 лет назад. Она известна как мечеть Омейядов и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь находится прах пророка Закарии. «Псы Ада из Иблисского государства три года назад взорвали минарет, а саму мечеть превратили в руины», — негодует глава ЧР. Он принял решение восстановить мечеть.
Помимо этого, Фонд имени Ахмада Кадырова построит в Алеппо и столице Сирии Дамаске приюты для детей-сирот, а затем будет финансировать их содержание. При этом Кадыров оговорился, что «Иблисское государство, порождённое западными спецслужбами, не имеет никакого отношения к исламу», а напротив, «преследует цель выставить ислам в глазах всего мира, как главное зло, отвести внимание собственных граждан от внутренних проблем». «По воле Всевышнего этим планам не будет суждено осуществиться, а авторы потерпят позорное поражение», — заключает глава республики. Менее чем за сутки пост Кадырова собрал более четырехсот комментариев на русском и чеченском языках.
В интервью «Грозный-Информ» муфтий Межиев рассказал, как происходило разрушение мечети. По его словам, террористы сделали из храма огневую точку и вели бои. В результате пострадал зиярат пророка Закарии. Также экстремисты ИГИЛ украли священные реликвии пророка Мухаммада и другие ценности. Кроме того, муфтий рассказал, что в ходе визита в Сирию гости из Чечни подписали договор о сотрудничестве и взаимодействии в сфере религиозного исламского образования с Дамасским университетом. Были встречи и с другими религиозными деятелями, а также братом президента Сирийской Арабской Республики.
О том, что подразделение военных из Чечни было переброшено в Сирию «СП» писала еще в начале декабря. Статья «Бойцы Кадырова зачистят Алеппо» основывалась на видеозаписи, опубликованной в интернете. На ней были запечатлены проводы военнослужащих, говорящих между собой на чеченском языке, на летном поле неизвестного аэродрома. Отмечалось, что это первое столь масштабное использование чеченских подразделений в интересах России за рубежом. Тогда эта информация не была подтверждена официально, что, скорее всего, объяснялось необходимостью скрытной переброски военных к месту службы.
В середине января «Новая газета» распространила информацию о подготовке военнослужащих чеченского батальона «Север» к командировке в Сирию. Были опубликованы фотографии брошюр, с рекомендациями военнослужащим РФ, включая русско-арабский разговорник. Всего по информации «Кавказского узла» из Чечни в Сирию было направлено около 500 военнослужащих. Еще 12 военных отказались ехать и были уволены со службы. Глава Чечни не подтверждал эту информацию, однако отмечал, что если «военным дислоцированных в Чечне частей когда-либо поступит приказ нести службу по охране авиабазы в Сирии, то им выпадет самый счастливый жребий».
18 января информация нашла подтверждение в репортаже агентства AnnaNews, опубликованном на видеохостинге YouTube. Зрители могли познакомиться с буднями российских военных в Алеппо. Среди героев репортажа командир батальона военной полиции Минобороны РФ майор Руслан Нумахаджиев. По его словам, они прибыли в Сирию в середине декабря, а в 20-х числах были уже в Алеппо. В батальоне большинство — чеченцы, но есть бойцы и других национальностей. То же касается и вероисповедания. «Я сам суннит, мусульманин. — говорит Нумахаджиев. — Мой заместитель — шиит. Также есть бурят — буддист и православные христиане».
Он считает, что участие российских чеченцев в налаживании мирной жизни в Сирии закономерно, так как они «близки по вере, по традициям» сирийцам. «Пусть это никого не смущает. В первую очередь мы все россияне. Потом мы военнослужащие российской армии, а все остальное потом», — объяснил командир батальона. Причем это благоприятно отражается и на образе всей России. «Когда толпы людей кричали на самом деле „Лав Россия“, „Лав Руссия“ и „Спасибо, Руси“ — вот это на самом деле было очень приятно. И, думаю, каждый из нас запомнит это надолго», — признался Нумахаджиев.
Начальник сектора военной политики и экономики РИСИ Иван Коновалов обратил внимание, что военная полиция сравнительно молодой «сегмент» вооруженных сил. Она была создана в 2015 году и еще не прошла «обкатку» даже в России. Это будет серьезная проверка. Действия в реальных боевых условиях позволят бойцам и командирам набраться опыта. «В любом случае, батальон военной полиции, в котором значительный сегмент мусульман, это только укрепит сам батальон, который находится на очень своеобразном театре военных действий», — уверен эксперт.
Отметим, что именно близость по вере к местным жителям и есть самый ценный «элемент» российских военных подразделений, сформированных из выходцев с Северного Кавказа. Это позволяет решать важные задачи в ситуации, подобной сирийской.
По мнению руководителя Центра военно-дипломатического анализа и оценок Лиги военных дипломатов Владимира Винокурова, сирийский опыт военных подразделений из Чечни достоин того, чтобы впоследствии распространить его шире.
— Вариант нормальный, с учетом этнической специфики региона. Предположу, что здесь немаловажным фактором стала настойчивость Рамзана Кадырова. У него было желание дать своему народу отличиться в благородных операциях за пределами нашей страны. Это будет для них хорошая школа. И этот опыт вполне достоин повторения, распространения. Он положительный.
Руководитель отдела по работе с военнослужащими и заключенными Духовного управления мусульман России Камиль Маннапов видит в действиях руководства ЧР пользу как для единоверцев на Ближнем Востоке, так и для России.
— Рамзан Кадыров делает благородное дело. Для мусульман нормально восстанавливать мечети и строить социальные приюты для детей-сирот. Это то, в чем сейчас нуждается сирийский народ.
Тем более Россия играет большую политическую роль в Сирии. То, что делает там Кадыров, не только как мусульманин, но и как глава российского региона, это серьезный шаг. Это поможет России поднять свой авторитет не только военными, но и гуманитарными акциями. Ведь все мы знаем, что мусульманский мир по разному реагировал на происходящее на Ближнем Востоке. Кстати, Кадыров не в первый раз помогает сирийцам. Прошлым летом, в мусульманский праздник Рамадан его фонд организовывал благотворительные акции для беженцев в Дамаске.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС